• Материалы
  • 02.07.2015

Транспортно-логистические центры. Материалы и конструктивы

Беларусь – транзитная страна. И в силу этого размещение здесь логистических центров – дело само собой разумеющееся. Однако процесс активного возведения подобных центров был запущен относительно недавно. Значительную роль в ускоренных темпах строительства ТЛЦ сыграли материалы, из которых они возводятся. Подробнее о них и о конструктивах далее.

Проектирование

Что представляет собой современный логистический центр с материальной точки зрения? Систему зданий и коммуникаций. Основными подразделениями ТЛЦ являются:

  • специально оборудованные для погрузки/разгрузки/комплектации грузов складские помещения;
  • парк электро- или автопогрузчиков для перевозки контейнеров, в некоторых случаях парк кранов, используемых для разгрузки судов;
  • административное здание с подсобными и вспомогательными помещениями;
  • открытые площади под складирование контейнеров с грузами;
  • ж/д станция для подачи вагонов к разгрузочным и контейнерным площадкам или подъездные пути;
  • службы связи, безопасности, грузоперевозок и т.д.

Среди главных функций логистических центров можно назвать погрузку/разгрузку/маркировку/хранение грузов; организацию грузоперевозок; техобслуживание транспортных средств;  таможенное оформление; информационные и иные услуги. Но самая главная задача ТЛЦ – обеспечение безопасности и сохранности складируемого груза, что требует тщательного проектирования оптимальной инфраструктуры и необходимых систем и коммуникаций. Во время проектирования логистических центров следует производить расчеты металлических конструкций, учитывая все возможные для данной климатической зоны нагрузки (ветровые, снеговые, если нужно – сейсмические).

При проектировании логистического центра учитываются основные требования транспортной логистики и технологического процесса: удобство складирования грузов, основные направления грузоперевозок, погрузки/разгрузки, а также ожидания погрузочно-разгрузочных работ.

Если вкратце описать схему построения ТЛЦ, она такова:

  • проектирование и закладка фундамента с учетом особенностей грунта и его несущей способности;
  • изготовление каркаса ТЛЦ из металлических, легких стальных или железобетонных конструкций;
  • обшивка стен и кровли ТЛЦ, которая зачастую производится при помощи сэндвич-панелей – одного из самых удобных материалов.

Основные материалы конструктива ТЛЦ

Логистические центры в зависимости от класса и назначения могут сооружаться из легких металлических или легких стальных тонкостенных конструкций, монолитного или сборного железобетонного каркаса со стеновыми ограждениями из сэндвич-панелей или других материалов. Рассмотрим основные виды конструктива ТЛЦ.

Комментарий специалист

Глик_фото.jpg

– Сегодня ни одно цивилизованное государство не представляет свое существование без современных технологий, это касается и услуг логистических центров. А Беларусь благодаря своему географическому расположению просто определена как территория распределения и хранения грузов. Отсюда появление и рост сети логистических комплексов. Нам есть еще чему поучиться у западных партнеров, например, заранее продумывать расположение такого пункта хранения по отношению к подъездным дорогам в соответствии с направлением – из города или в город. Но это уже вопрос начального этапа проектирования. Я же хочу сделать акцент на принципиальном назначении таких объектов – это серьезная экономия средств за счет промежуточного хранения в необходимых условиях для конкретных грузов и их дальнейшего распределения в точки назначения. Отсюда вытекает необходимость быстрого возврата средств строительства. И снова на помощь приходят современные технологии – быстровозводимые здания: металлический каркас, «одетый» в сэндвич-панели заводского типа. Такое решение идеально для планирования помещений не просто больших, но и высоких, в которых легко запроектировать и разместить необходимое оборудование, обеспечив его системой вентиляции, отопления и теплоизоляции, а также огнестойкость складского помещения. Приятно отметить, что внешний вид подобных объектов – это возможность обеспечить индивидуальность благодаря комбинации цветов полимерного покрытия на металлической обкладке сэндвич-панелей. Ясно одно: современный логистический комплекс – это уже устойчивый признак активно развивающейся экономики, а значит, их будет только больше – ярких и функциональных.

ЛСТК

Сегодня одна из наиболее популярных технологий возведения не только логистических центров, но и складов разного назначения, ангаров, спортивных арен – строительство из ЛСТК. Основной материал – легкий оцинкованный термопрофиль. Этот метод строительства очень оперативен. Так, квалифицированная бригада может собрать за смену 240 м. данных конструкций. В итоге склад можно возвести в среднем за 2 недели. К тому же такие склады легкие, поэтому не требуют дорогостоящих фундаментов, могут собираться и разбираться в короткие сроки, что делает их удобными для перемещения.

Экономическая выгода (иногда достигающая 30%) от построения логистического комплекса из ЛСТК еще и в том, что его строительство не требует крупногабаритной техники. В зависимости от назначения склада его можно утеплить путем напыления пенополиуретана или используя технологию монтажа сэндвич-панелей, обеспечить более мощную вентиляцию или установить крупные холодильные установки и пр. Технология каркасного арочного строительства из металлоконструкций повышенной прочности способствует увеличению надежности при строительстве складов и ТЛЦ из ЛСТК. Каркас позволяет добавить в проект окна или дополнительные двери, что даст возможность применять сверхтяжелое навесное оборудование. В отделке арочной конструкции используются листы оцинкованной стали, тем самым конструкция приобретает надежность и длительный срок эксплуатации.

Из ЛСТК можно построить:

  • холодильные склады для хранения «скоропорта», требующего охлаждения. На них устанавливаются различные холодильные установки, оборудуются герметичные отсеки;
  • общие теплые склады, имеющие площадь, которая позволяет свободно передвигаться технике и персоналу, беспрепятственно производить погрузочно-разгрузочные работы. Имеет административную часть;
  • склады с контролируемым уровнем содержания пара в воздухе. В них предусмотрены контрольно-измерительные приборы, позволяющие регулировать содержание пара в воздухе. Имеются помещения для безопасного хранения горючих, токсичных, химических веществ, боеприпасов и т.д.

Помимо самих ЛСТК при возведении зданий требуется так называемый «докомплект»:

  • стеновые панели для наружных и внутренних несущих стен с наружной обшивкой и без нее, с утеплителем и без;
  • межкомнатные перегородки;
  • межэтажные перекрытия;
  • стропильные конструкции;
  • чертежи для сборки и монтажа.

ЛМК

Если при проектировании склада для ТЛЦ встает необходимость оборудования больших свободных пролетов без дополнительных несущих стен и колонн, лучше выбирать технологию строительства из ЛМК. Применение данного материала снизит стоимость строительства, уменьшит сроки возведения и даст возможность оборудования больших пролетов (100 м).

Каркас склада из ЛМК может быть балочным, ферменным и рамным. В первом случае расстояние пролетов составляет 18–24 м при использовании сварных или прокатных балок, 24–36 м для балок с перфорированной стенкой. Ферменные конструкции имеют пролеты от 18–30 до 120 м и более. Каркасы с применением рам с переменным сечением обладают большими пролетами (до 80 м) и относительно небольшой металлоемкостью.

рис1.jpg

Каркас из железобетона

Железобетонные каркасы можно делать сборными с пролетами до 9–12 м для перекрытия и расстоянием в 18–24 м для кровельных покрытий, которые отличаются быстротой в сборке, и монолитными с пролетами 6–12 м. Возводить ЖБК можно при любых температурах, в любое время года без потери их прочности и качества.

Главные преимущества складов из ЖБК перед сооружениями из ЛСТК или ЛМК: высокая коррозионная стойкость, больший срок службы, меньшая теплопроводность, отсутствие необходимости в дополнительных огнезащитных покрытиях. Широко применяются стропильные фермы, железобетонные колонны, плиты перекрытия, ригели.

Стеновое ограждение

Зачастую при возведении ТЛЦ стеновое ограждение может быть выполнено из сэндвич-панелей, многослойных самонесущих конструкций, при помощи которых возможно проводить сборку на пролетах расстоянием до 7–8 м. В таких панелях для теплоизоляции используется полиуретан, базальтовая минеральная плита или пенополистирол. Листовой металл изготавливается из оцинкованной стали с различными вариантами покрытия: полиэстер, ПВДФ, пластизол. Имеет большой выбор цветовых решений.

Сэндвич-панель обладает хорошими теплотехническими характеристиками (держит тепло и препятствует выпадению конденсата), благодаря чему создаются благоприятные температурные условия внутри складских помещений, прочность и устойчивость к коррозии обеспечивают долговечность сооружений.

Современные материалы

Буланов-фото.jpg

Основные материалы для ТЛЦ определены давно, но с каждым годом технологии развиваются, появляются новинки. О некоторых из них узнаем от инженера-конструктора лаборатории конструктивных систем зданий и сооружений РУП «Институт БелНИИС» Георгия Буланова.

- Какие материалы используются при строительстве логистических комплексов в Беларуси? Каковы их свойства?

– При проектировании и строительстве складов для логистических комплексов наравне с традиционными конструкциями (рис. 1) применяются легкие стальные тонкостенные конструкции. Такие конструкции выполняются из оцинкованной стали по ГОСТ Р 52246-2004. Таким образом, отсутствует потребность в последующей антикоррозионной покраске. Также здания из ЛСТК обладают меньшим весом по сравнению с конструкциями из традиционной строительной стали. Такими конструкциями перекрываются пролеты до 30–40 м (рис. 2).

Минус конструкций из ЛСТК – их недолговечность (20 лет). Также применяются конструкции типа «самонесущий склад» (рис. 3). Самонесущий склад представляет собой единую стеллажную систему, покрытую снаружи внешними панелями и кровлей. В данной конструкции стеллажи, помимо своей основной функции, одновременно являются еще и частью несущей конструкции складского здания.

Специальные внешние панели самонесущего склада и кровля выполняют роли полноценных стен и крыши, защищают всю систему и размещенный внутри товар от негативного воздействия солнца, дождя, влажности, резких перепадов температур и других внешних климатических факторов. Тем самым использование самонесущего склада избавляет от необходимости постройки отдельного здания.

– Какие новые материалы и технологии отечественного и зарубежного производства сегодня внедряются в сферу строительства ТЛЦ? За какими технологиями будущее?

– Сейчас в стране бурно развивается строительство зданий из ЖБК нового поколения. Эти конструкции выполняются из бетонов повышенной прочности, узлы соединений таких конструкций выполняются бессварными, что облегчает и ускоряет их монтаж. В РУП «Институт БелНИИС» разрабатывается серия одноэтажных производственных зданий, которая может применяться и для строительства складских, а с некоторой переработкой и административных зданий логистических комплексов. Возможный вариант складского помещения приведен на рис. 4. Максимальная высота до низа стропильной конструкции может варьироваться. Пролеты перекрыты преднапряженными фермами треугольного очертания пролетом 18 м для шага рам 9 м. В качестве плит покрытия применены плиты ТТ длиной 9,0 м. Плиты ТТ монтируются на стропильные конструкции «насухо» (рис. 5).

Стропильные конструкции, плиты покрытия и колонны не имеют в опорных зонах стальных закладных изделий в виде опорных плит – соединение вышеперечисленных конструкций осуществляется через неопреновые прокладки.

Применение бессварных соединений (неопреновых прокладок, монтажных шин) позволит обеспечить сборку надземной части каркаса здания в кратчайшие сроки. Соединения на неопреновых прокладках рассчитаны согласно СТБ EN 1337-3-2009 «Опоры строительных конструкций. Опоры эластомерные».

Стеновые панели – самонесущие, их соединяют с колоннами с помощью монтажных шин без использования сварки. Нагрузка от вышерасположенной стеновой панели на нижерасположенную передается посредством неопреновых прокладок, установленных у торцов панелей.

НАТАЛЬЯ ИВЧЕНКО,

обозреватель

Комментарии
Комментариев к материалу пока нет
Оставить комментарий