• Машины и оборудование
  • 09.02.2017

Тенденции на рынке строительных машин: что предлагают производители

Какие строительные машины нужны сегодня для успешного решения задач в строительном комплексе? Конструкторы считают, что современная машина должна обладать производительностью, высокой мощностью двигателя и способна выполнять многие виды работ. Среди основных тенденций – снижение трудоемкости работ, совмещение нескольких операций в одной, многофункциональность и возможность использовать разное съемное оборудование на одном шасси. Об этом, а также о вопросах повышения уровня оснащенности строительных организаций шла речь на семинаре «От системы машин – к комплексной механизации строительства», прошедшего в рамках выставки «Будпрагрэс». Его модератором выступил иностранный член РААСН, д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Строительные и дорожные машины» БНТУ Антон Вавилов.

– Для дорог высоких технических категорий, а строительство таких дорог ведет сегодня холдинг «Белавтодор» (второе кольцо г. Минска, реконструкция дороги на Гродно), нужны катки, – комментирует ситуацию Антон Вавилов. В то же время, проезжая мимо участков строительства этих дорог, мы видим, что применяются катки иностранных фирм. Импортная техника все-таки дорогая. Но когда мы не можем какую-то машину произвести здесь, то отдаем предпочтение импортной. К примеру, взять производство асфальтоукладчиков. В Беларуси не раз предпринимались попытки производить асфальтоукладчики. Производители «Амкодор», «Белдортехника» в Смолевичах, «Трансмаш» в Могилеве пытались сделать эту машину, но в итоге не смогли «поднять». Она оказалась сложной для конструкторов отечественных заводов. И что мы видим? Сегодня в Беларуси используются немецкие асфальтоукладчики, и ни у кого не возникает вопросов. Что касается катков, то их производят предприятия «Амкодор» и «Белдортехника». Однако при строительстве дорог высоких технических категорий мы видим импортные катки. Да, отечественные катки продаются для строительства местных дорог или дорог более низких технических категорий, а хотелось бы использовать полностью наши отечественные машины.

Представители «Амкодора» не согласны с тем, что катки не находят применения на значимых объектах. К тому же за последнее время модельный ряд катков этого производителя существенно расширился. Не так давно предприятие заключило контракт с сербами – планируется производство «сербских» катков, и опытные образцы уже изготовлены.

– Что касается производства механизированного инструмента, то как раз в этой области в нашей стране это направление развито слабовато, – считает Антон Вавилов. – К слову, в Беларуси есть завод в Волковыске. В Минске также есть производство по выпуску механизированного инструмента. Но почему-то страна больших результатов в этой области не достигла. В то же время средства механизации необходимы как для выполнения дорожно-строительных работ, так и в целом для промышленного и гражданского строительства. И если речь идет о системе машин, то мы, естественно, просматриваем ту продукцию, которую реализует предприятие на предмет  включения в систему машин, потому что наша задача – обеспечить комплексную механизацию, когда машины, реализующие техпроцессы, увязаны между собой по производительности. И здесь, конечно, чтобы исключить ручной труд, нужны машины.

В Беларуси погрузчики выпускают разные производители, но определенные преимущества имеют погрузчики «МАЗ-МАН». Представитель компании Антон Жаврид полагает:

– Наши погрузчики принципиально отличаются тем, что мы используем в них гидростатическую конструкцию, в то время как некоторые производители применяют гидромеханическую. Отличие существенное и в первую очередь оно отображается на расходе топлива и на эффективности использования мощности двигателя.

Гидростатическая конструкция у погрузчика очень компактна. В ней предусмотрен гидронасос. Благодаря изменению внутреннего объема конструкции машину можно применять в различном положении.

Антон Жаврид отметил, что погрузчик ВМЕ-1565 – это самая первая модель «МАЗ-МАН». Она реализована на рынке в объеме 1,5 тыс. единиц в странах СНГ. Сегодня производитель предлагает две новые модели 2,5–3,5 т. В настоящий момент он расширяет линейку и делает погрузчики большей грузоподъемности на основе первой модели. Погрузчики способны выполнять разные функции. Ведь один из принципов снижения себестоимости при выполнении строительных работ – это использование одной базовой машины и к ней один, два, три и более десятков видов сменного рабочего оборудования различного технологического назначения. К примеру, есть «Мерседес-Рено» – немецкое базовое шасси, а к нему предусмотрено более двухсот видов рабочего сменного оборудования.

Антон ВАВИЛОВ: «Один из принципов снижения себестоимости при выполнении строительных работ – это использование одной базовой машины и к ней много видов сменного рабочего оборудования различного технологического назначения».

– Но мы пока рады и тому, что у нас производители предусматривают два десятка видов сменного оборудования, – говорит Антон Вавилов. – И здесь пока еще непочатый край работы. Ведь нужно обращать внимание на многофункциональные машины, конструкторы должны их разрабатывать, а тот, кто реализует технику, должен доносить ее преимущества до сознания покупателей.

Директор компании «Фомар» Вячеслав Бруек считает, что отечественная техника недотягивает до уровня мировых производителей, тем не менее он отметил старательность отечественных машиностроителей. Однако мировые тенденции на сегодняшний день определяют немецкие, японские и американские компании. В частности, немецкий производитель Wirtgen изготовляет бетоноукладочные комплексы. Недавно такой комплекс был поставлен для строительства 2-й кольцевой дороги Минска. При помощи этой техники в последнее время строились современные дороги Германии и в других странах Евросоюза.

Особое место в перечне продукции занимают машины для ремонта дорог. Чем хороша предлагаемая немецким производителем технология? Не нужно для восстановления старых разбитых дорог выбирать грунт, вывозить, привозить новый щебень и песок и укладывать его. Машина оснащена барабаном с камерами и при прохождении ремонтируемого участка дороги поднимает все, что заложено на полметра в глубину и добавляет цемент, известь, битум, все перемешивает и затем позади себя укладывает, уплотняет. В результате получается как минимум готовое основание, а то и вовсе дорога, если она предусматривается грунтовой. В настоящий момент эта технология очень востребована, и не исключено, что в Беларуси она получит путевку в жизнь.

Современные асфальтоукладчики позволяют укладывать одновременно нижний и верхний слой покрытия при устройстве дорог, в то время как прежняя технология предполагала, что сначала укладывается нижний, а затем спустя какое-то время – верхний слой. При этом каждый из слоев подвергался отдельному уплотнению. Теперь же предлагается такая технология, когда нижний слой не нужно уплотнять. Предусмотрена установка, которая подает материал для укладки второго слоя. Второй слой дорожного покрытия фактически укладывается одновременно с первым.

Вячеслав БРУЕК: «Современные асфальтоукладчики позволяют укладывать одновременно нижний и верхний слой покрытия при устройстве дорог».

Сегодня многофункциональные механизмы выгодно применять с точки зрения снижения трудозатрат и экономии денежных средств. Например, все чаще в практике стали применяться крюковые погрузчики. Машина, оснащенная мультилифтом МПР-4 грузоподъемностью 5 тонн, ориентирована, прежде всего, на работу по вывозу ТБО по двухэтапной системе. Двухэтапная система вывоза ТБО выгодно отличается от системы одноэтапного вывоза тем, что мусоровозы с относительно небольшой грузоподъемностью и вместимостью контейнеров работают на коротком плече пробега, выполняя функцию сбора, перегруз происходит в контейнеры (кузова) накопители большой вместимости на станциях перегрузки.

ПогрузчикЕлена ШАБАН: «Многофункциональные механизмы выгодно применять с точки зрения снижения трудозатрат и экономии денежных средств».

Кроме вывоза ТБО, автомобиль с мультилифтом МПР-4 может применяться в качестве универсального автомобиля, который сможет выполнять множество видов работ путем использования различных типов контейнеров – сменных кузовов, может быть использован как самосвал для перевозки различных сыпучих грузов, как бортовой автомобиль, фургон, цистерна и т.д. 

Мультилифт МПР-4 монтируется на шасси автомобилей КамАЗ-4308, МАЗ-437041 («Зубренок»), ISUZU NQR75P, Hyundai HD78 и других отечественных или импортных шасси автомобилей, позволяющим по своим характеристикам устанавливать механизм.

Как рассказала маркетолог ООО «КВ-партнер» Елена Шабан, эта техника может работать в двух режимах – снятие и проталкивание бункера на шасси. Второй режим – это режим самосвала. Угол поднятия платформ равен 48°. Всем процессом управляет водитель транспортного средства, он же является оператором. Гидравлический привод позволяет легко разгрузить бункер и уехать машине за другим бункером, в то время как прежний остается на месте для погрузки.

Беседовал Валерий ШАЙТАР, главный редактор

Комментарии
Комментариев к материалу пока нет
Оставить комментарий