• Машины и оборудование
  • 19.06.2013

Рынок складской техники

В Беларуси высоким спросом пользуются машины с двигателем внутреннего сгорания (ДВС), в то время как в Западной Европе доля этой техники занимает только 20 % рынка. Такая ситуация связана с недостаточно высоким качеством белорусских складов, а также с тем, что электрические машины не могут долго работать в уличных условиях, особенно при низких температурах.

Наталья Емельянова, шеф-редактор

Но в последние годы появилась тенденция к использованию электрической техники благодаря строительству новых складских комплексов класса «А» и модернизации действующих складов компаний и предприятий.

В советские времена на рынке складской техники лидировала Болгария – на внутренний рынок СССР поставлялось до 150 тыс. единиц складской техники, и большинство было от концерна «Балканкар». Основная масса техники была представлена вилочными погрузчиками с двигателем внутреннего сгорания, поскольку эта техника наиболее полно отвечала потребностям советских предприятий.

После распада Союза на постсоветском пространстве постепенно начал расти спрос на электрическую технику для работы в узких проходах, что связано с появлением складских комплексов класса «А».

С начала 90-х рынок начал заполняться техникой европейского, японского и китайского производства, а «Балканкар» потерял свои лидирующие позиции.

На белорусском рынке представлены многие мировые производители складской техники (табл. 1). Часть открыли прямые филиалы, другие работают через дилеров. Каждый год происходят изменения в позиции каждого из брендов, иногда очень существенные, к примеру, хорошие результаты демонстрируют китайские производители.

Наиболее распространенной в мире является классификация складской техники, предложенная Industrial Truck Association (ITA) (табл. 2).


Таблица 1. Основные мировые производители складской техники

Компания

Средний годовой объем продаж за последние 3 года, млн долларов

Бренды, представленные на белорусском рынке

Toyota Industries Corp

5900

Toyota, BT

Kion Group

4700

Linde, Still, OM, Baoli

Jungheinrich Lift Truck Corp

2400

Jungheinrich

Crown Equipment Corp

1800

Crown

NACCO Industries

1800

Yale, Hyster

Mitsubishi Caterpillar Forklift

1200

Mitsubishi, CAT

Komatsu Utility Co

1000

Komatsu

Nissan Forklift Corp

900

Nissan, Atlet

TCM Corp

889

TCM

Anhui Forklift Group

777

Heli

Таблица 2. Классификация складской техники

Класс I

Электрические вилочные погрузчики

Класс II

Техника для работы в узких проходах (ричтраки, узкопроходные штабелеры, четырехходовые погрузчики)

Класс III

Штабелеры и транспортировщики паллет

Класс IV

Вилочные погрузчики с двигателем внутреннего сгорания, с цельнолитыми шинами, грузоподъемностью 1–7 т

Класс V

Вилочные погрузчики с двигателем внутреннего сгорания, с пневматическими шинами, грузоподъемностью 1–52 т

Класс VI

Транспортеры (тягачи, платформенные тележки)

Класс VII

Внедорожные погрузчики всех типов

Примечание. Техника I, II и III классов оснащается электродвигателем, техника классов IV–V оснащается двигателем внутреннего сгорания.

Высоким спросом на рынке пользуются погрузчики с ДВС, при этом некоторые мировые производители специализируются на технике с электродвигателем, в частности, под брендом Crown погрузчики с ДВС вообще не производятся.

Цена играет большую роль для пользователей при выборе складской техники, соответственно, дешевая китайская техника или бренды, которые позиционируются как «оптимальное соотношение цена/качество», имеют преимущество. Стоимость расходных материалов, запчастей, а также доступность сервиса в различных регионах страны также имеют высокое значение.

ВЫБОР ТЕХНИКИ ЗАВИСИТ ОТ ПРОДУКЦИИ НА СКЛАДЕ

При обработке грузов из полимеров ряд предприятий сталкиваются с необходимостью транспортировки, погрузки и разгрузки длинномерных грузов (короба, пластиковые трубы, пластиковые плинтусы и т.д.). Для эффективной складской логистики такого типа продукции создано специальное техническое решение – т.н. четырехходовые погрузчики, которые относятся ко II классу (узкопроходная техника) и заменяют 3 типа подъемно-транспортного оборудования: обычный вилочный погрузчик, погрузчик с боковой загрузкой и ричтрак.

Мировым лидером в производстве такого типа техники является ирландская компания Combilift. Данный бренд не вошел в рейтинг из-за небольших объемов ввоза, что связано с узкой сферой применения этих машин, неширокой известностью данного бренда, а также с относительно высокой стоимостью этой техники. Однако компаниям, которые часто сталкиваются с необходимостью обработки грузов, габариты которых больше, чем у стандартной паллеты (1200 мм), стоит обратить внимание на данный вид складской техники. Использование четырехходовых погрузчиков в большинстве случаев является экономически оправданным, несмотря на сравнительно высокую стоимость, поскольку их использование существенно экономит складские площади.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА

В среднесрочной перспективе на рынке будут присутствовать 3 основные тенденции:

• как отмечалось выше, спрос все больше будет смещаться в сторону электрической техники, что становится заметно уже сейчас. Данная тенденция также связана с продолжением ввода в эксплуатацию новых складских комплексов класса «А», а также с модернизацией существующей складской инфраструктуры – современные склады часто оснащаются высокопроизводительной техникой класса II, при этом электрические самоходные штабелеры и транспортировщики паллет (класс III) используются как вспомогательное оборудование;

• рост спроса на решения, учитывающие индивидуальные особенности логистики конкретного предприятия. В частности, на четырехходовые погрузчики, погрузчики с боковой загрузкой и ряд других специфических продуктов. Внедрение такого рода решений часто является экономически выгодным, особенно учитывая стоимость строительства качественных складских помещений. К такому же выводу приходят все больше руководителей предприятий, занимающихся работой с длинномерными и другими нестандартными грузами.

НАША СПРАВКА

• Для подбора оптимального варианта любой складской техники необходимо принимать во внимание не только грузоподъемность и высоту подъема, но также условия и интенсивность эксплуатации. Исходя из этого можно выбрать от гидравлического штабелера до самоходного штабелера с площадкой оператора.

• Аспект, на который нужно обращать внимание при выборе техники, – это скорость обработки груза. При намерении использовать парк штабелеров с высокой интенсивностью стоит рассмотреть также вариант приобретения ричтрака: 1 ричтрак сможет заменить по производительности 2 штабелера с кабиной оператора.

• Ричтраки относятся к классу внутрискладской техники, поэтому для их использования необходимы полы, соответствующие СНиП. Это в теории, а на практике ричтраки можно использовать и на неидеальных полах. Вопрос поперечной устойчивости техники и срока службы ее ходовой части остается на откуп владельцам.

• Чтобы правильно подобрать технику для склада, необходимо прояснить, отапливается ли в зимний период помещение, где будет стоять и заряжаться штабелер и каким образом происходит загрузка автотранспорта: с пандуса, уровня земли, с короткого или длинного борта.

• Основным отличием штабелера от ричтрака является наличие на последнем каретки выдвижения мачты. На практике это означает, что при подъеме вил у штабелера остаются опорные консоли, которыми необходимо попасть в заходы паллета первого яруса, либо устанавливать паллеты не на пол, а на грузовые балки (или ложементы) первого яруса.

• Стоит заметить, что далеко не все ричтраки в стандартной комплектации пригодны для работы в них, т.к. кабина ричтрака может не проходить по ширине между ложементами. В любом случае, основывать свой выбор нужно на необходимой производительности склада, скорости обработки груза и требованиях по времени работы от одной зарядки АКБ (следует учесть, при работе в холодильнике эффективная емкость АКБ снижается).

• Серьезную проблему для свободного перемещения может представлять порог. Он может способствовать повышенному износу ходовой части штабелера, особенно его опорных роликов и приводного колеса. Чтобы продлить срок службы ходовой части, нужно сделать плавный переезд через порог.

• Использование внутрискладской техники подразумевает наличие наливных полов или облицовки предварительно выровненного пола плиткой с соответствующей весу техники прочностью. Но это в теории. На практике благодаря особой конструкции ходовой самоходные штабелеры и тележки могут эксплуатироваться и на заасфальтированных и бетонных полах не самого хорошего качества. Конечно, качество покрытия отражается на сроке службы ходовой части штабелера и, в первую очередь, на его приводном колесе.

• Более серьезным ограничением при использовании штабелера будет являться соответствие уровня пола горизонту – штабелер обладает ограниченным запасом поперечной устойчивости, и если он находится на наклонной поверхности, то может опрокинуться на бок вместе с грузом.

• При использовании электрической техники (тележки или штабелера) в помещениях со значительными перепадами температур неизбежно появление конденсата. Необходима подготовка для эксплуатации в холодных помещениях (замена гидравлического масла и изоляция контактов ключевых узлов).

• Если необходимо перевезти гидравлический штабелер на другой склад, но габариты машины не позволяют транспортировать его вертикально, то можно перевезти его в горизонтальном положении. После выгрузки штабелера не эксплуатируйте его в течение 2–3 ч.

• Если размер паллет 1200–800 мм, то наиболее оптимальным вариантом будет тележка или штабелер с длиной вил 1150 мм. В случае использования нестандартных паллет, а также если имеются ограничения по габаритам техники, то можно выбрать вилы длиной 800, 1220 или 1500 мм.

• Выбор колес зависит в первую очередь от состояния покрытия пола. Для эксплуатации на ровном полу наиболее предпочтительны колеса и ролики с полиуретановым покрытием. Они обеспечат бесшумный и легкий ход и не оставят на полу следов. Если пол неровный или планируется эксплуатация техники не только на полу, но и на асфальтовом покрытии, лучше выбрать обрезиненные колеса и нейлоновые (полиуретановые) ролики. Два ролика на каждой из опорных вил – наиболее предпочтительный тип шасси. Они позволяют снизить нагрузки и обеспечить долговечность эксплуатации. Но и у одиночного ролика есть неоспоримое преимущество – с ним удобнее обрабатывать паллеты с 2-х сторон – спереди и сбоку.

ВОПРОС – ОТВЕТ

Нужно ли навесное оборудование на вилы погрузчика для захвата стержня оси кабельного барабана и дальнейшей установки барабана в стеллаж?

Для операций с грузом можно использовать позиционер вил – устройство для изменения расстояния между вилами немецкого или итальянского производства.

Сколько должно быть атмосфер в переднем и заднем колесе у погрузчика?

Каждый производитель устанавливает свои рекомендуемые параметры давления в зависимости от технической характеристики конкретной шины. К примеру, шины Trelleborg необходимо накачивать до давления 9–10 атм. Если накачивать шины до меньшего давления (7–8 атм.), то происходит их значительный износ.

Бывают ли гелиевые батареи и какова их стоимость и время эксплуатации? Можно ли использовать их зимой для уличных работ?

К примеру, на погрузчиках Komatsu 12-ой серии на заводе устанавливают тяговые АКБ трех типов с емкостью: 402 Ач/468 Ач/565 Ач. Вместо штатных кислотных АКБ на погрузчики можно установить гелиевые батареи емкостью 469 Ач. Но сначала нужно рассмотреть целесообразность их установки.

Гелиевые тяговые аккумуляторы, например Hawker evolution (новые герметизированные батареи с рекомбинацией газа и гелиевым электролитом), имеют качественно большую емкость по сравнению с другими необслуживаемыми батареями, представленными на рынке. Глубина разряда АКБ до 80 % C5. Благодаря преимуществам технологии не требуется долив воды. У них низкий уровень газообразования, отсутствуют утечки электролита.

Для тяговых аккумуляторов не нужны специализированные зарядные комнаты, за счет чего значительно сокращаются эксплуатационные расходы. Время работы зависит от множества факторов: интенсивности эксплуатации, высоты подъема, веса груза, типа поверхности и др. Минимальное газовыделение позволяет использовать тяговые аккумуляторы в тех областях, где предъявляются высокие требования к экологическим показателям: пищевая и оборонная промышленность, медицина, фармацевтика. Их, так же как и кислотные, можно использовать для уличных работ.

При всем этом гелиевые батареи нуждаются в бережном отношении и высокой квалификации персонала. Они не выдерживают тяжелых условий эксплуатации, требуют специальных зарядных устройств, имеют более короткий срок службы, чем батареи с жидким электролитом, и более высокую стоимость.

Если на штабелерах в процессе эксплуатации отломали ключи зажигания, а обломки остались в замках, то нужно ли менять целиком замок или можно обойтись заменой личинки?

На штабелеры некоторых производителей отдельно личинки замка включения не поставляются, только замок в сборе с ключом. Чтобы заменить замок включения штабелера, необходимо:

• отключить питание штабелера;

• снять верхнюю часть кнопки аварийной остановки штабелера;

• снять защитный пластиковый кожух, открутив 5 болтов крепления;

• отсоединить клемму замка включения штабелера;

• открутить пластиковое кольцо крепления замка зажигания к пластиковому кожуху, снять замок;

• сборку производить в обратном порядке.

Как подобрать нестандартные вилы – длиной 2,2 м для электропогрузчика Komatsu г/п 1,8 т для использования их для склада со стеллажами двойной глубины при весе паллеты 600 кг (габаритами 2000×800?2000). Сможет ли погрузчик работать в случае установки таких вил?

При таких размерах груза центр загрузки будет составлять 1000 мм. Благодаря низкорасположенному центру тяжести и развесовке электропогрузчика при номинальной г/п 1800 кг он способен поднять груз массой 1080 кг при центре загрузки в 1000 мм. При подборе вил необходимо обратить внимание, к какому классу кареток они подходят.

Как выбрать зарядное устройство для погрузчиков?

Для подбора зарядного устройства необходимо знать емкость (Ah) тяговой батареи. Данную информацию можно посмотреть в информационной табличке на погрузчике.

Можно ли идентифицировать гидромотор привода колеса погрузчика BOSS 1990 г.в.?

Для идентификации запасной части необходимы следующие данные: модель погрузчика и его серийный номер, модель двигателя и его серийный номер. Если этих данных нет, то можно списать номера с необходимой детали. Также возможно определить по фотографии погрузчика и детали. Правда, последний вариант может не дать 100 % результата.

Необходимо усовершенствовать погрузчик Komatsu, установив устройство для перемещения 6-метровых паллет, располагая их параллельно корпусу погрузчика. Есть ли какие-то схемы и чертежи?

К сожалению, такого навесного оборудования не существует. Для этой цели Вам необходим погрузчик для длинномерных грузов, например Combilift, сочетающий в себе 3 типа машин: погрузчик с боковой загрузкой, погрузчик с противовесом и узкопроходный штабелер с выдвижной мачтой, – т.к. вилочный погрузчик «отцентрован» противовесом сзади.

Для зарядки электропогрузчика NISSAN FP01L15 используется зарядное устройство НТС-10,0У2. После полной зарядки батарей погрузчика не происходит автоматического отключения устройства, т.к. это в нем не предусмотрено. С недавнего времени возник вопрос о необходимости приобретения автоматического выключателя или зарядного устройства с автоматическим отключением от сети. Какие модели можно использовать?

Очень часто погрузчики поступают к нам со встроенным зарядным устройством. На панели приборов в этом случае имеется специальное гнездо для подключения к сети питания. В Японии напряжение в сети 1-фазное 110 В или 3-фазное 220 В. В Беларуси напряжение 1-фазное 220 В. Необходимо использовать понижающий трансформатор 380/220 В, например трансформатор НТС-10,0У2. Естественно, что у трансформатора нет автоматического выключателя. Как показывает практика, стационарные устройства гораздо удобнее использовать для полноценной и своевременной зарядки тяговых АКБ.

Европейские производители предлагают ряд зарядных устройств, к примеру, Energic или Powergen (Италия) полностью автоматические и отличаются только типом и техническими характеристиками.

Главное для оптимального срока службы тяговых аккумуляторных батарей для погрузчика не столько условия эксплуатации, сколько верно подобранное зарядное устройство. На погрузчике Nissan FP01L15 используются тяговые батареи 48 В и емкостью 480 Ач.

Что входит в ежедневный осмотр электроштабелера?

В ежедневный ТО входит:

• внешний осмотр техники на наличие трещин в конструкции шасси и мачты и цепей подъема и роликов мачты, гидравлических линий на наличие утечек, состояния ходовой (не намотался ли скотч, нет ли истирания, трещин или сколов на поверхности роликов и колес);

• проверка состояния АКБ (плотность и уровень электролита) и работоспособности систем безопасности (тормозная система, органы управления движением/подъемом).

Все эти проверки обычно занимают у оператора 3–5 мин, но могут предотвратить более серьезные поломки штабелера и преждевременный выход из строя АКБ. Желательно вести журнал учета использования и ежедневного ТО машины и отдельно – журнал учета состояния АКБ. Все это – залог долгого срока службы техники, а также ее достойной стоимости на вторичном рынке.

Зарядки аккумулятора хватает на 2 ч работы. Есть ли возможность восстановить его функции?

Даже если батарея минимальной емкостью 402 Ач, а погрузчик работает без перерыва, то по времени работы заряда должно хватать минимум на 5 ч (полностью заряженная, 100 % емкость). Но в обслуживании батарей, эксплуатирующихся в различных условиях (на холодных складах, при 2- и 3-сменной работе, в экстремальных режимах), существует много нюансов.

Важно понимать, что аккумулятор – не запчасти в погрузчике, а сложное дорогостоящее электрохимическое оборудование, работоспособность которого зависит от грамотного обслуживания на протяжении всего срока службы.

В связи с этим необходимо всегда полностью заряжать АКБ и не использовать не полностью заряженный аккумулятор. Если разряд в течение смены не превышает 40 % от емкости, то можно оставить батарею на следующую смену, только после этого подзарядить до 100 %. Глубокому разряду батареи соответствует 1,14 кг/л при температуре 30 °С. После такого разряда требуется немедленный заряд до 100 % емкости.

Также необходимо регулярно контролировать уровень электролита в АКБ. Если батарея переразряжается, выдерживается в разряженном состоянии длительное время, не менее 10–15 ч, то это приводит к ускоренной сульфатации и уменьшению времени ее работы. Дополнительным признаком сульфатации является повышенный нагрев при заряде и сниженная емкость. Стоит провести десульфатирующий заряд током до тех пор, пока плотность не станет повышаться и не достигнет нормального значения.

Возможной причиной короткого времени работы является также снижение уровня электролита. Опыт работы свидетельствуют о том, что восстановить функции АКБ если и можно, то очень ненадолго. Есть две основные причины выхода АКБ из строя: сульфатация и коррозия пластин. Если эффект сульфатации возможно частично снять, то коррозию можно слегка замедлить, но последствия необратимы.

Тяговые аккумуляторы – это промышленное оборудование с определенным сроком службы, по истечении которого оно подлежит замене. Срок службы батареи практически для всех производителей составляет 1500 полных циклов «заряд – разряд», что при правильном обслуживании и работе в одну смену соответствует 4–5 годам эксплуатации. Если техника используется более интенсивно, с нарушениями правил эксплуатации, срок может быть от 1 до 3 лет.

Какова межсервисная наработка моточасов у погрузчиков вилочных дизельных г/п от 2 до 3 т?

Межсервисная наработка у вилочных погрузчиков – 200 моточасов по стандарту. Через каждый такой промежуток времени необходимо проводить сервисное обслуживание.

Если уровень электролита в АКБ на уровне пластин, то можно ли долить в аккумулятор дистиллированную воду? И когда лучше это сделать – в начале или конце зарядки?

В тяговых батареях, так же как и в любых других, необходимо контролировать уровень электролита. В инструкции многих погрузчиков подробно описано, как это необходимо делать. На некоторых погрузчиках при низком уровне загорается сигнальная лампа на панели приборов. Визуально уровень можно определить, если посмотреть на крышки элементов, которые на фирменных батареях поставляются с поплавками.

Если визуально уровень электролита низкий и почти достигает кромки пластин, то необходимо срочно долить необходимое количество дистиллированной воды. Почти у всех производителей нанесены метки минимального и максимального уровня электролита. Так как при заряде какая-то часть воды выкипает, долив воды нужно производить после заряда.

В холода дизельное топливо стало подмерзать. Как с этим бороться?

Описанная проблема не редкость зимой. На некоторых моделях погрузчиков есть система предпускового подогрева двигателя при низких температурах.

На погрузчике с грузом при наклоне стрелы от себя происходит резкий наклон стрелы, протечек масла нет…

Вероятнее всего, неисправность кроется в секции гидрораспределителя, отвечающей за наклон мачты.

Что такое центр загрузки (ЦЗ) у штабелера?

Это расстояние от спинок вил штабелера до центра тяжести груза по продольной оси. Термин проще пояснить на примере: допустим, есть поддон 1200?800 мм, и он равномерно нагружен коробками. Если взять этот поддон с грузом вдоль длинной его стороны, то ЦЗ будет равен 1200/2 = 600 мм, если тот же поддон взять поперек, то ЦЗ будет 800/2 = 400 мм.

Правильность расчета ЦЗ – один из основополагающих критериев подбора складской техники. Промах с этим параметром может привести к опрокидыванию техники и порче груза.

Чем отличается гидравлическая тележка от электрической?

Основное отличие электрических транспортировщиков паллет от гидравлических тележек – это наличие приводного электродвигателя, позволяющего управлять техникой с 2-тонным поддоном даже ребенку, и гидропривода подъема вил, также избавляющего от дополнительной физической нагрузки. Ну и, конечно, для работы электродвигателей необходима аккумуляторная батарея, которая устанавливается в корпус электротележки.

Нужен штабелер по следующим характеристикам: высота подъема 6,2 м, вес до 1,5 т, расстояние между стеллажами 3 м, причем пол не совсем ровный асфальтированный. Что лучше выбрать?

Описанным критериям удовлетворит, например, ричтрак Yale MR16. Его отличительной особенностью является наличие грузовых колес увеличенного диаметра, что позволяет снизить их износ при проезде через термокомпенсационные швы или езде по неровным поверхностям. Если неровность пола будет удовлетворительной, то асфальтовое покрытие отразится только на сроке службы ходовой ричтрака.

В любом случае стоит задуматься над повышением качества пола, ведь стоимость замены приводных и грузовых колес на ричтраке не так уж мала. Одним из вариантов решения такой задачи является применение напольной плитки, укладываемой поверх выравнивающей бетонной стяжки.

Какие существуют ограничения по окружающей температуре при работе ручного штабелера и при его хранении?

Если речь идет о ручном гидравлическом штабелере (типа SHM), то особых ограничений по температуре его эксплуатации и хранения не предусматривается. Единственное, что нужно сделать при его использовании в отрицательных температурах, – это заменить штатное гидравлическое масло на масло с меньшей вязкостью, чтобы не произошло выдавливания манжет гидроцилиндра.

Какой минимальной ширины должен быть проезд, с которого погрузчик заворачивает в узкий проезд, для узкопроходника Yale MO 10S AST 13?

Ширина коридора для разворота техники при выезде из стеллажного ряда для погрузчика составляет 3420 мм. Это значение по стандарту VDI приводится с учетом минимальных зазоров безопасности. На практике для облегчения работы операторов по заезду в стеллажный коридор к приведенному значению прибавляют 200–300 мм

Комментарии
Комментариев к материалу пока нет
Оставить комментарий