• Архитектура и дизайн
  • 18.09.2014

Архитектура и дизайн современных фасадов

Современные решения фасадов – каковы они? Кто-то говорит об эстетике натуральных материалов и оттенков, другие на первое место ставят дизайн, третьи стараются придерживаться старой школы. Сколько людей, столько и мнений. Об основных тенденциях в архитектуре общественных зданий Беларуси и мира, материалах для облицовки фасадов и особенностях Дворца Независимости поговорим с главным архитектором проектов УП «Минскпроект» Владимиром Архангельским.

Владимир Архангельский

О тенденциях

– Какие тенденции в проектировании и устройстве фасадов характерны для Беларуси? Что уже устаревает, а что пока остается дело будущего?

– Беларусь – страна европейская. Мы находимся рядом со многими прогрессивными государствами, естественно, что тенденции, преобладающие в белорусской архитектуре, охватывают и направления, существующие в мировом пространстве. Это касается и форм, и материалов, и пластики, и приемов, характерных для общественных зданий.

В последнее десятилетие большое влияние на развитие городской застройки (это касается в первую очередь общественных зданий) имеет дизайн. А дизайн и архитектура – немного разные понятия. То, что мы сейчас видим по фасадам, по объемам, по разрезке и формам проемов, по основным формам (даже укрупненным) при построении этих новых зданий – это дизайн. Дизайнерские решения применяются сейчас везде. Все идет от композиции, которая продумывается, в которой одна форма уравновешивается другой, в т.ч. через дополнительные формы и элементы. Главное, чтобы дизайн не играл в архитектуре главенствующую роль. Только потому, что дизайнерские элементы сейчас в моде, их начинают применять почти на каждом объекте, и эта мода-дизайн начинает поглощать архитектуру.

 архитектура минск

– Какой, на ваш взгляд, должна быть архитектура?

– Архитектура – это формирование пространства для жизни человека, в котором он должен находиться и чувствовать себя комфортно. А что такое для человека комфорт? Это использование в архитектуре классических основополагающих принципов, разработанных еще древними греками и римлянами – очень характерными и точными. В подтверждение моих слов приведу в пример иллюстрацию известного художника-карикатуриста Херлуфа Бидструпа1, который рисовал карикатуры на многих деятелей политики, культуры и искусства, в т.ч. и на архитекторов. Художник изобразил поэтапно процесс создания проекта жилого дома для молодой семьи. Проект получился модный, современный, в стиле минимализма-конструктивизма. И только глядя на уже построенный дом, молодые люди стояли слегка ошарашенные и не могли понять, как они смогут в нем жить. А на последней картинке был изображен домик самого архитектора – очень милый, с черепичной крышей и садиком вокруг, и сам архитектор в классическом интерьере, уютно устроившийся в кресле стиля «ампир», покуривая трубку и почитывая газетку.

Можно построить жилой дом неправильной формы со смотрящими в разные стороны окнами. Может, этот дом и станет гордостью архитектора, но его жителям будет сложно в нем находиться, потому что глаз человека должен отдыхать. Главное – не забывать, что мы проектируем для людей, а не в угоду модным стилям. Дизайн этого в принципе не предполагает. Это неплохо, если не переходит границы разумного. Однако это мода, которая уйдет, а основополагающие принципы архитектуры останутся. Они, возможно, немного поменяют форму, но все равно будут жить.

Мне очень импонирует современная тенденция – имитация или подражание природным формам. Одним из интереснейших архитекторов, работающих в этом стиле, на мой взгляд, является Сантьяго Калатрава2 – динамика и напряженность линий скелетных конструкций его сооружений вызывает восхищение. В конструкции все грамотно распределено, хорошо видно, как все работает. Все, что идет от природы и в гармонии с ней, есть хорошо. Или возьмем другого гения, черпавшего вдохновение у природных форм, – Антонио Гауди3, который любил работать с натуральным камнем и бетоном. Но не с гладкими поверхностями, а с природной изменяющейся фактурой и формой.

 Спереди_N.jpg

– Какие материалы, применяемые и предпочтительные к применению, сейчас наиболее востребованы на белорусском рынке?

– Среди материалов, применяемых для облицовки фасадов и в Беларуси, и в Европе, можно назвать натуральные. Например, дерево – теплый природный материал, по тактильным ощущениям и визуально излучающий теплоту для человека. Дерево часто применяется в частном жилищном строительстве и в архитектуре общественных зданий, в первую очередь именно из-за экологического аспекта. Далее идут металл, стекло, камень. Тенденция их применения обусловлена направлениями, сейчас популярными на Западе.

Керамогранит – хороший и долговечный материал, но он уже начинает морально устаревать, хотя физически и будет служить еще много лет. Ему на смену приходят новые крупноформатные облицовочные материалы, например, фиброцементные плиты размером 3×6 м, при помощи которых проще и быстрее облицовывать фасады. Такие фиброцементные плиты в своем роде также природный материал.

Следует упомянуть и крупноразмерные панели на основе модифицированных пластиков. Их можно пилить или придавать им любую форму. К тому же разнообразие цветов, текстуры (под камень, дерево) и конфигурации панелей обуславливают их неограниченные возможности, как для облицовки фасадов, так и для применения в интерьере.

Что касается тенденции решения фасадов, то наиболее распространены сейчас вентилируемые системы различного типа. Эта технология пока еще довольно дорогая для Беларуси, но очень перспективная. Если наладить производство облицовочных панелей для фасадов у нас в стране, можно ее удешевить и сделать более доступной.

– Какие мировые или белорусские объекты вам нравятся с точки зрения реализации замысла, эстетического фактора?

– Оценка архитектурного творчества, как и изобразительного искусства, – субъективна. В архитектуре есть основополагающие вещи. Но они стары как мир, и поэтому рассуждать на этот счет или высказывать отрицательные мысли и эмоции – бесперспективно.

Возьмем, например, современную застройку Минска. Если запроектирован и построен современный и интересный объект, будет много мнений, не совпадающих или диаметрально противоположных. Даже если эмоция в архитектуре будет высказана предельно просто и ясно, все равно найдутся люди, понимающие ее иначе.

Красивый объект – Национальная библиотека. Входная часть – экстерьер – очень удачно олицетворяет симбиоз искусств, когда применено сочетание архитектуры и монументального искусства. Хочется отметить отличную работу скульпторов. В интерьерах грамотно применены различные материалы. Удачно решено внутреннее пространство вестибюльной зоны, которая является визитной карточкой любого здания – входя в общественное здание, мы получаем первое впечатление и всю информацию об объекте именно начиная с вестибюля.

Отмечу еще один объект – «кристалл» на пр-те Машерова4 в Минске. В нем мне нравится решение внутренних пространств, входной зоны и атриума. У нас такие решения мало где применены, а в западных странах это распространенное явление. Там практически в каждом общественном здании много больших открытых пространств в интерьере, в этих помещениях не экономят ни на отделке, ни на площади. Нас при проектировании ограничивают наши нормы, поэтому не всегда удается применить интересное архитектурное решение. Например, здание «Сильвер Тауэр»5 отличает необычная форма и смелое архитектурное решение, но во время его проектирования существовала норма ограничения высоты. Архитекторы запроектировали двухуровневые офисы на последнем этаже, только чтобы задуманный образ здания мог реализоваться. Теперь, после выхода новых норм, рядом строятся высотки не сильно примечательные по форме, но зато масштабнее и выше.

 национальная библиотека минскKristall_N.jpg

О сочетаемости

– Поговорим о сочетаемости и увязки здания с общим пространством. Возможно, вам близки некоторые из принципов параметрики?

– У нас любой объект начинается с генплана, выезда на место, оценки всех факторов. И безоговорочно понятно, что никакое здание нельзя строить в отрыве от окружающей среды. Однако бывают моменты, которые влияют на авторов. Я считаю, что вписывание в окружающую среду, в природный или урбанизированный ландшафт должно быть четким. Даже небоскребы можно идеально вписать в городскую застройку, главное, чтобы они не закрывали визуальные перспективы.

Возьмем, к примеру, недостроенную гостиницу «Кемпински» в центре Минска. Она прекрасна! И она была бы очень хороша в другом месте. А в данном случае произошло превращение парка Горького в «задворок» этой гостиницы и коренным образом испортила восприятие памятника архитектуры – здания Белгосцирка. И даже когда мы движемся к обелиску Победы со стороны пл. Я. Колоса, кажется, что он там, возможно, лишний, потому что мешает восприятию гостиницы «Кемпински», разрезая ее пополам. Так что бывают моменты, когда необходима более адекватная оценка городской ситуации, особенно в таких ответственных местах.

По поводу параметрики можно сказать, что основы принципов стиля заложены в архитектуре в целом: это и логические цепочки повторяющихся элементов, и постепенное их видоизменение. Это природная органика, но не настолько механистическая, конечно, как компьютерные диаграммы. В целом стиль стремится к природной гармоничности, что не может отторгаться изначально, ведь мы все являемся частью природы.

 856db4e6_N.jpg

– Как правильно вписать здание в ландшафт и окружающую архитектуру?

– Я участвовал в проектировании зданий в Москве: там при проектировании высотных зданий много времени тратится на проверку визуальных точек восприятия: а не закрыли ли мы что-нибудь? В России строится объемная схема «вертикалки»: специалисты ставят кубик в место на схеме, где планируют возвести высотку, и смотрят, откуда он виден, чтобы он не был виден откуда не следует, чтобы чего-нибудь не закрыл... Таким образом, происходит тщательная проверка восприятия объекта в городе, чего у нас, к сожалению, нет.

И опять же, возвращаясь к уже упомянутой гостинице. Я говорил, что она прекрасна: природная, извилистая, красиво облицованная. Но, как минимум, для гармоничной инсталляции этот объект не должен был быть выше карниза памятника архитектуры – Белгосцирка.

– И все равно все рассуждения приводят к тому, что сочетаемость должна быть.

– Архитектура никогда не воспринимается в отрыве от окружающей среды…

О Дворце Независимости

 дворец независимости минск

– Одно из ваших значимых творений – проект Дворца Независимости на ул. Орловской в стлице. Какие идеи (в форме, сочетаемости с близлежащими строениями и ландшафтом, отделке фасадов, возможно, интерьерах) были воплощены в жизнь при работе над проектом?

– Дворец Независимости – здание исключительное по своей значимости. Можно сказать, что это главное церемониальное архитектурное сооружение в стране. Оно сочетает в себе строгость, торжественность, и в то же время демократично. Почему демократично? Много говорилось в СМИ о том, зачем, например, на здании размещены элементы кровли, выполненные в традициях востока. А эти формы, примененные в центре Европы, наряду с чисто западным обликом здания в целом символизируют его демократизм. Это лишний раз доказывает значение влияния и Запада, и Востока на нашу жизнь в силу географического расположения Беларуси.

В последнее время я все больше внимания обращаю на западную архитектуру в аспекте применения подобных форм накрывочных элементов. И несложно найти множество примеров такого применения, как на западных, так и на отечественных объектах. Но ими никто не интересуется и не говорит, что это Китай, Япония или иное азиатское государство. Потому что значимость этих сооружений не настолько высокая. А здание Дворца Независимости, наоборот, притягивает внимание всех. Естественно, что люди анализируют, начиная от общего облика до отдельных элементов, ищут какие-либо несоответствия и промахи. Я считаю, что здание выполнено идеально. Все исполнители, от проектировщиков до строителей приложили максимум усилий.

– Насколько удачно здание вписано в окружающую среду?

– Оно не высокое, имеет вытянутую форму и идеально вписывается в ландшафт. Для тех, кто говорит о том, что это здание находится на территории парка, отвечу: ранее на этом месте проектировался общественный комплекс с высотными зданиями. Очевидно, что невысокое продолговатое здание намного лучше вписывается в окружающую среду, нежели высотки.

Дворец находится на оси от «Белэкспо» до пересечения пр-та Победителей и ул. Орловской и образует с ним единый комплекс. Еще можно сказать, что применение стекла на фасадах дворца словно растворяет здание, помогая вживлению в «организм» окружающей среды этого объекта.

– Какие идеи были воплощены при разработке интерьеров дворца?

– Дворец – главное церемониальное здание страны. Некоторые интерьеры почерпнуты из примеров церемониальных зданий, где происходят важные дипломатические встречи, допустим, в Германии, Франции, Казахстане. Интерьеры белорусского Дворца Независимости выполнены в направлениях классицизма и неоклассицизма. Одни залы чуть больше, другие чуть меньше насыщены этими элементами. Мы не применяли сусальное золото, не старались подражать роскошным барочным дворцам Франции, но классическое направление было выдержано точно. Не стиль, а именно направление, потому что примененные там элементы не точно повторяют исторические каноны. Смысл был не в подражании классицизму, а в классической направленности. Все элементы декора залов разрабатывались художниками и скульпторами и вытачивались в камне на 3D станках или лепились вручную и отливались в формах. Несмотря на стремление экономить, все выглядит достойно.

Еще мы использовали прием дальнего и ближнего восприятия, при котором отдельные элементы воспринимаются только вблизи, иные – лишь при дальнем рассмотрении. Есть некоторые элементы интерьера, которые не увидишь в СМИ.

– В каком стиле выполнена отделка фасадов здания и какие материалы применялись?

– В отделке фасадов Дворца Независимости мы придерживались строгости и консерватизма. Из материалов применили камень, металл и стекло. Металл присутствует в ограждении (нержавеющая сталь), в облицовочных панелях из алюминия.

Основным отделочным материалом фасада является гранит. Цвета использованы спокойные, естественные, желтовато-бежевые. На фасаде нет контрастных цветов, диссонирующих с окружающей средой. Использовался гранит двух оттенков: Gold Venezia6 (желтоватый цвет) и Baltic Brown7 (коричневый оттенок, использовался в нижней части фасада). Кстати, камни этих пород уже неоднократно применялись при облицовке общественных зданий в Минске.

Козырьки, облицованные алюминием серебристо-золотистого оттенка, смотрятся легко, будто парят. Кстати, решение о выборе облицовки менялось несколько раз. Изначально на эскизах были задуманы декоративные решетки по периметру здания. Это известный прием, широко используемый на Западе как декор, солнцезащита и придание объемности сооружению. Совместно со скульптурным комбинатом были разработаны решетки, но мы пришли к выводу, что этот прием на данном здании себя не оправдает и эффект не будет достигнут. Решетки получились массивными и утяжеляли здание, и так имеющее приземистую форму. Частично сохранив элементы решеток как декор с национальным орнаментом в виде слуцких поясов, на основной площади пояса применили серебристое стекло, т.к. для легкости восприятия и вписывания в окружающую среду это было оптимальное решение.

– Насколько сложно или легко проходила работа на объекте?

– Работа была насыщенной, многообразной, очень напряженной и интересной. Она требовала полной отдачи от всех участников процесса. А тяжелой или легкой ее назвать нельзя. Разрабатывалось несколько вариантов облицовки фасадов. Каждый раз мы вывешивали образцы, рассматривали их с разных сторон, в т.ч. вечером с применением подсветки, и детально обсуждали элементы декорирования фасадов. В разработке эскизов принимал участие известный белорусский художник-монументалист Владимир Кривоблоцкий. Как один из вариантов был разработан и выполнен витраж из литого стекла на заводе «Неман».

О будущем

– Поделитесь вашими творческими планами на будущее, ближайшее и далекое?

– Будем реалистами: мы, архитекторы, зависим от заказчиков, денег, экономической ситуации в стране и т.п. Поэтому заоблачные планы строить не следует. Нужно жить сегодняшним днем и воплощать в жизнь то, что реально сейчас. Например, мы в «Минскпроекте» разрабатываем такие проекты, как реконструкция стадиона «Трактор», общеобразовательная школа, жилые дома – объекты не такого уровня, как Дворец Независимости, но к проектированию которых нужно относиться с не меньшим вниманием и тщательностью. Хочу, чтобы наш город выглядел современно, чтобы он не был уездным, периферийным. Поэтому из каждого объекта нужно сделать незаурядное здание. Нужно жить каждым объектом.

Беседовала Наталья ИВЧЕНКО, выпускающий редактор

Из журнала «Мастерская. Современное строительство» №4, 2014

 

Комментарии
Комментариев к материалу пока нет
Оставить комментарий