• Мировой опыт
  • 27.06.2014

Какой должна быть АЗС?

В Минске прошел семинар по проблемам проектирования современных АЗС

АЗС.JPG

Особенности проектирования автозаправочных станций стали предметом обсуждения на форуме «Автозаправочные станции: современные подходы, комплексные решения и безопасность», который прошел в Минске в конце мая. Организовало семинар агентство бизнес-коммуникаций «Отраслевые форумы», информационным партнером мероприятия выступил журнал «Мастерская. Современное строительство».

О типологии и проблемах размещения АЗС рассказал начальник планировочно-архитектурной мастерской Сергей Дьяков. В частности, он отметил, что «ошибки при выборе места размещения автозаправочных комплексов – плохая доступность для клиентов, низкая экономическая эффективность и др. – могут быть исключены в ходе предварительных градостроительных проработок». По словам спикера, варианты строительства АЗС могут быть разными. Для крупных АЗС нужны большие участки и серьезное градостроительное обоснование при их размещении. «Однако только крупные комплексы могут обеспечить высокое качество обслуживания и предоставляемого сервиса», – подчеркивает С. Дьяков.

Если исходить из того, что население Минска к 2030 г. составит 2,32 млн человек, а уровень автомобилизации будет равен примерно 380 единицам на 1 тыс. человек, то общее количество владельцев авто может возрасти до 885 тыс. Чтобы обеспечить нормативное обслуживание, потребуется около 245 АЗС. Для сравнения, сегодня в Минске насчитывается приблизительно 140 АЗС, поэтому для 100 станций нужно найти оптимальное место размещения. Но ведь свободных участков в городе, которые бы не прорабатывались для размещения всевозможных объектов, уже практически нет. Еще одной проблемой является то, что АЗС нужно строить в местах, предусмотренных градостроительной документацией. В настоящий момент генеральный план предусматривает размещение объектов АЗС во всех типах функциональных зон, кроме ландшафтно-рекреационных. Поэтому с учетом такой возможности АЗС могут располагаться в жилых, производственных и общественных зонах. Эта задача решаема при необходимых обоснованиях, выполняемых в составе проекта детального планирования.

Следует признать, что в конкуренции занять место в центре города такие серьезные объекты, как АЗС, проигрывают по той простой причине, что к ним предъявляются высокие требования по пожарной, санитарной и экологической безопасности. Однако АЗС удобно размещать там, где отмечается высокая концентрация автотранспортных средств. К таким можно отнести транспортные узлы, перекрестки и развязки, места постоянного или временного хранения автомобилей. Такое размещение позволяет сократить количество вынужденных поездок до АЗС, тем самым позволит владельцам транспортных средств экономить время и сократит количество вредных выбросов в атмосферу.

О том, как проблема с размещением объектов АЗС решается в странах Евросоюза, рассказал председатель правления Белоруской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте, директор НПЧУП «БАЭС» Юрий Важник. Он проанализировал проекты АЗС, удачно реализованные в Мюнхене, Вене, а также объектов, построенных в Норвегии. В частности, на его взгляд, очень удачно выглядит АЗС, встроенная в конструкцию жилого дома в городском центре Мюнхена. Такое размещение, во-первых, не требует дополнительного места в стесненных условиях центра города, а во-вторых, решает в какой-то мере и экологические проблемы – поток автомобилей не идет за пределы центра только ради того, чтобы заправиться.

Также Юрий Важник подчеркнул, что «базовым принципом размещения АЗС является баланс общественных и частных интересов владельца АЗС». Этот баланс интересов определяется проведением в ходе подготовки технико-экономического обоснования строительства АЗС. Что касается общественных выгод от строительства АЗС, то среди них очевидны: снижение транспортных издержек, улучшение городской инфраструктуры. К затратам следует отнести расходы по контролю и планированию предприятий автосервиса, альтернативную стоимость земельного участка, экологическую нагрузку.

Следует сказать, что выгоды от улучшения городской инфраструктуры и альтернативная стоимость земельного участка определяются кадастровой оценкой земельных участков.

Как подчеркнул Ю. Важник, в свою очередь интегральный показатель Net Present Value представляет собой сумму за срок анализа дисконтированной разницы выгод и затрат для каждого объекта в отдельности и совокупно.

В ходе семинара рассматривались и вопросы обеспечения пожарной безопасности современных АЗС. Например, главный специалист по пожарной безопасности ГП РУП «МедБиоФармпроект» Анатолий Пукач рассказал о противопожарных требованиях, предъявляемых к современным АЗС и АЗГС. В частности, он перечислил ТНПА, которые используются при проектировании, строительстве и эксплуатации АЗС.

Спикер также отметил случаи, когда не допускается размещение АЗС: на торфяных почвах, на путепроводах и под ними, на плавающих средствах, под линиями электропередачи и т.д.

Работу форума завершило выступление начальника отдела исследований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций НИИ ПБ и ЧС МЧС РБ Алексея Скрипко. Он рассмотрел такие актуальные темы, как особенности категорирования по ТКП 417-2013 (02300) «Категорирование помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности», вопросы при проектировании, типичные категории помещений, зданий, наружных установок АЗС по взрывопожарной и пожарной опасности, а также проблему обеспечения пожарной безопасности АЗС.

Валерий ШАЙТАР, обозреватель

Источник: журнал «Мастерская. Современное строительство»

Хотите получать журнал «Мастерская. Современное строительство» прямо в офис – оформите подписку!

Комментарии
Комментариев к материалу пока нет
Оставить комментарий