• Руководителю
  • 27.04.2015

Аттестаты соответствия: барьер или положительный результат?

Осуществление отдельных видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности при наличии аттестатов соответствия в 2014 г. вызвало бурные обсуждения. Первое время не все участники рынка проектно-строительных услуг признавали необходимость введения данной процедуры, называя ее барьером в работе строительных организаций. Но уже однозначно можно отметить: несмотря на дополнительные процедурные сложности, аттестация повысила ответственность участников строительного процесса и повысила качество работ. Сегодня мы рассмотрим наиболее актуальные вопросы, касающиеся получения аттестатов соответствия.

Необходимо ли наличие аттестата соответствия индивидуальному предпринимателю или юрлицу при выполнении работ по текущему ремонту?

Постановлением Совмина РБ от 21.03.2014 № 252 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей и специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства» утверждено Положение об аттестации юрлиц и ИП, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений. В приложении 1 к названному положению определен перечень видов работ (их составляющих), при выполнении которых обязательно наличие аттестата соответствия, в т.ч. для выполнения работ по обследованию зданий и сооружений.

В Законе РБ «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» текущий ремонт объекта определяется как совокупность работ (в т.ч. строительно-монтажных и пусконаладочных) и мероприятий по предупреждению износа, устранению мелких повреждений и неисправностей, улучшению эстетических качеств объекта. Для выполнения работ по текущему ремонту юрлицу либо ИП аттестат соответствия не требуется: работы, относящиеся к текущему ремонту, определены в ТКП 45-1.04-206-2010.

Если генпроектировщик имеет аттестат соответствия II категории, то какой аттестат соответствия должен иметь субподрядчик, привлекаемый генеральным проектировщиком для разработки отдельного раздела проектной документации?

Согласно Правилам заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством:

• генподрядчик – подрядчик, привлекающий для выполнения своих обязательств субподрядчиков путем заключения с ними договоров;

• субподрядчик – лицо, заключившее с генподрядчиком договор субподряда на выполнение отдельных разделов (частей) проектной документации, видов (этапов) проектных и изыскательских работ и (или) осуществление авторского надзора за строительством по отдельным разделам (частям) проектной документации, видам (этапам) проектных и изыскательских работ;

• договор заключается при наличии у подрядчика документов, подтверждающих право на разработку предпроектной (предынвестиционной), проектной документации и (или) выполнение изыскательских работ, в случаях, предусмотренных законодательством (п. 8.2).

При привлечении генподрядчиком, имеющим аттестат соответствия II категории, для разработки отдельных разделов проектной документации субподрядчика субподрядчик должен иметь аттестат соответствия IIV категории.

Нужен ли аттестат соответствия для выполнения работ на объектах V класса сложности? На какие объекты строительства органы госэкспертизы вправе затребовать предпроектную (предынвестиционную) документацию?

Аттестация юрлиц и ИП введена в соответствии с п. 1.11 Указа Президента РБ от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности», который распространяет свое действие на возведение, реконструкцию и реставрацию, в т.ч. капремонт, объектов строительства, относимых в соответствии с классификацией, установленной Государственным комитетом по стандартизации, к IIV классам сложности. Получается, что наличие аттестата соответствия для выполнения работ на объектах V класса сложности не требуется.

Что касается запроса органов госэкспертизы, то согласно п. 1.1 Указа № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» до разработки проектной документации на возведение, реконструкцию и реставрацию объектов строительства, относимых в соответствии с классификацией, установленной Государственным комитетом по стандартизации, к IIV классам сложности (за исключением возведения объектов строительства по типовым или рекомендованным для повторного применения проектам), заказчиками, застройщиками разрабатывается и утверждается предпроектная (предынвестиционная) документация, включая обоснование инвестиций и задание на проектирование, в которой определяются необходимость, техническая возможность, оценка воздействия на окружающую среду (в случаях, предусмотренных законодательством о государственной экологической экспертизе), экономическая целесообразность осуществления инвестиций в возведение, реконструкцию и реставрацию объектов строительства, требования к земельному участку (при возведении, реконструкции объектов), варианты объемно-планировочных и технологических решений, сведения об инженерных нагрузках, а также источники и объемы финансирования, расчеты по определению эффективности осуществления инвестиций, социальных, экологических и других последствий возведения, реконструкции, реставрации и эксплуатации объектов строительства.

Приказом Минстройархитектуры РБ от 14.07.2014 № 196 утвержден ТКП 45-1.02-298-2014 «Строительство. Предпроектная документация. Состав и порядок разработки». Пунктом 23.2 Указа № 26 установлено, что его действие не распространяется на строительство объектов, на которые до вступления в силу указа в установленном порядке начата разработка проектной документации либо такая проектная документация разработана и утверждена. Соответственно, органы госэкспертизы вправе затребовать предпроектную (предынвестиционную) документацию только по объектам, решение о проектировании и строительстве по которым принято после 01.04.2014.

Правомерно ли привлечение к ответственности за нарушение условий договора на выполнение проектных работ, заключенного в 2013 г.?

Правила заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством разработаны в целях реализации абз. 3 п. 28.1 Указа № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» и утверждены постановлением Совмина от 01.04.2014 № 297. В соответствии с п. 23.2 Указа № 26 его действие не распространяется на строительство объектов, на которые до вступления в силу данного указа в установленном порядке начата разработка проектной документации либо такая проектная документация разработана и утверждена. Следовательно, приводить в соответствие с требованиями указанных правил договор, заключенный в 2013 г., не требуется. При этом привлечение к ответственности за нарушение условий договора на выполнение проектных работ, в соответствии с гл. 8 правил, утвержденных постановлением Совмина № 297, будет неправомерным.

Комментарии
Комментариев к материалу пока нет
Оставить комментарий