• Руководителю
  • 21.06.2013

Сергей Теселкин: Качество строительства зависит от прораба

О качестве обучения, строительных работ и культуре труда будущих строителей рассуждает директор Минского государственного профессионального лицея № 12 строительства.

Учреждение образования «Минский государственный профессиональный лицей № 12 строительства» можно без преувеличения назвать успешным. Сотрудничая с ведущими европейскими и белорусскими производителями стройматериалов, он последовательно открывает новые учебные центры на своей базе и является одним из немногих, кто уверенно увеличивает контингент учащихся: в нынешнем учебном году в лицее обучаются 426 человек, а через год планируется набрать 500. Но дело, конечно, не в количестве учащихся, а в качестве их обучения, в качестве строительных работ и культуре труда будущих строителей. Ведь завтра на стройке без качественно выполненной работы конкуренцию выдержать будет непросто.

– Сергей Владимирович, почему именно ваш лицей стал базой для открытия современного учебного центра по обучению новой квалификации – «Укладчик напольных покрытий»? Какие другие направления в обучении осваивает ваше учреждение?

– С нашим учреждением образования давно сотрудничает немецкий концерн Uzin Utz AG. Зарубежный партнер был заинтересован, чтобы продукцию, которую он производит, применяли люди со специальным профессиональным образованием. Для реализации образовательного проекта в стенах нашего лицея представители концерна совместно с Министерством по экономическому сотрудничеству и развитию ФРГ разработали проект по введению практического обучения по квалификации «Укладчик напольных покрытий» в Беларуси и Украине. На эти цели представителями немецкой стороны были выделены денежные средства. В рамках данного проекта в декабре 2011 г. на базе нашего лицея был открыт учебный центр по обучению профессии «Укладчик напольных покрытий».

Сегодня новую квалификацию осваивают 54 учащихся на первом и втором году обучения. Наполняемость учебных групп составляет 25–30 человек. В новом учебном году количественный состав будет соответствовать цифре 29.

Важно отметить, что открытию центра предшествовала огромная работа. Прежде всего, в лицее необходимо было создать материально-техническую базу, затем осуществить процедуру открытия самой квалификации и внести ее в Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС) по линии Минтруда и соцзащиты РБ. Данная квалификация в справочнике ранее не значилась и внесена впервые.

Прежде укладкой полов занимались столяры (укладка доски пола), облицовщики-плиточники (укладка плитки), облицовщики синтетическими материалами (гомогенное покрытие, линолеум и т.д.), паркетчики (укладка паркета). Сейчас эти виды работ собраны в единую квалификацию «Укладчик напольных покрытий». Универсальный специалист, освоивший данную профессию, сможет заниматься укладкой любых видов напольных покрытий, начиная от тщательной подготовки основания до окончательной отделки (нанесения лака и других покрытий), а также решать вопросы по уходу за этими покрытиями.

Кроме указанной квалификации лицей готовит рабочие кадры и других профессий, в частности по профилю отделочных строительных работ. Он предполагает подготовку таких будущих специалистов, как маляр, штукатур, облицовщик-плиточник, укладчик напольных покрытий, изолировщик на термоизоляции. Следовательно, в плане подготовки данные квалификации как раз станут основными и приоритетными.

Параллельно мы будем готовить специалистов следующих квалификаций: столяр, плотник, станочник деревообрабатывающих станков, монтажник сантехнических систем, электросварщик ручной сварки. Остальные квалификации мы не будем затрагивать, потому что в нашем городе 8–10 профильных заведений и все готовят учащихся по однотипной профессии. С нашей точки зрения, у каждого учреждения должна быть своя специализация.

– Легко ли поступить в лицей, чтобы получить новую квалификацию, и как содержание обучения учитывает новые веяния в области строительных технологий и материалов?

– Конечно, конкурс на укладчика напольных покрытий не очень большой. Курс обучения для поступающих после окончания 9 классов составляет 2 года 10 месяцев. Более короткий срок составило бы обучение для абитуриентов на базе 11 классов, но набор такого характера мы не осуществляем. Уже через год состоится первый выпуск учащихся нашего лицея по квалификации «Укладчик напольных покрытий».

Следует отметить, что в сфере профессионального образования отмечается определенная нехватка абитуриентов. В прошлом году большинство учреждений образования не смогли выполнить контрольные цифры набора. В Минске полностью были укомплектованы согласно планам приема только 10 учебных заведений, в т.ч. и мы. Набор учащихся строительных профессий осуществил наш лицей и Минский государственный профессионально-технический колледж ДПИ им. Н. А. Кедышко. Мы выполнили и даже перевыполнили план приема. Из 210 запланированных человек лицей принял на обучение 216, в т.ч. 29 будущих учащихся лицея по квалификации «Укладчик напольных покрытий».

В этом году вступительная кампания легче не будет. Борьба развернется за каждого абитуриента. Но в данной ситуации нам помогает тесное партнерство с мировыми компаниями Festool, Condor, Bacho и белорусскими предприятиями – «Илмакс», «Косвик». Желающие поступить на обучение в лицей видят, с какими брендами и компаниями мы работаем. Соответственно, это вызывает положительную реакцию при поступлении. Срабатывает стереотип: «Сотрудничая с такими знаменитостями, лицей осуществляет только качественную подготовку рабочих кадров». И разочарованных в выборе мы не встречали.

Что касается содержания обучения, то на первом и втором курсах много внимания уделяется общеобразовательной подготовке (школьный курс 10–11 классов). И вместе с тем с 1-го курса наши учащиеся осваивают предметы специального и профессионального компонента, приобретая профессиональные знания, умения и навыки по той или иной специальности.

Обучение проходит согласно учебному плану. Например, в учебной программе на изучение предмета «Специальная технология» отведено 300 ч. Эти часы распределяются между курсами. На 1-м курсе учащиеся осваивают паркетное направление, на 2-м – укладку промышленных полов, на 3-м – гомогенное покрытие и т.д. Как видим, программа обучения единая, но учащиеся изучают учебный материал постепенно, как бы отдельными блоками.

С учетом конъюнктуры рынка мы имеем полное право в рамках наших методических объединений вносить соответствующие изменения в содержание программы.

– Ваше учреждение образования было первопроходцем в деле подготовки по квалификации «Укладчик напольных покрытий». В Украине, как известно, обучение данной квалификации было организовано чуть позже. Планируется ли открытие новых подобных центров в Беларуси или за рубежом?

– Речь об инвестициях в новые проекты в настоящий момент, к сожалению, не идет. Не так давно Гродненский строительный лицей намерен был организовать подобное обучение. Однако концерн Uzin Utz AG согласился оказать помощь только в плане поставки материалов, информационных стендов и подобного рода вложений. Денежными средствами на оснащение материально-технической базы немецкий концерн в настоящее время не располагает.

Сегодня инвестиции, вложенные в материально-техническую базу нашего лицея, составили около 120 тыс. евро, включая инвестиции на приобретение оборудования и материалов, а также для проведения ремонта в помещениях и т.д.

Для нас особенно важно, что немецкие партнеры оказывают материальную поддержку до сих пор. Обещали обновить материалы, которые мы используем в процессе обучения. Согласились поставить несколько единиц нового оборудования.

– Коль скоро речь зашла о материально-технической базе, расскажите, пожалуйста, в каких условиях обучаются будущие укладчики напольных покрытий.

– Учебная мастерская по бучению учащихся навыкам укладки напольных покрытий оснащена новейшим оборудованием для устройства полов. Учебные классы обеспечены образцами напольных покрытий и расходными материалами не только немецкого концерна Uzin, но и других мировых производителей.

Учащиеся отрабатывают навыки с применением «линейки» оборудования, которое производит дочерняя компания нашего немецкого партнера – Wolf, и на оборудовании, представленном компанией Festool.

Строительный материал в виде клеев, лаков, различных грунтовок и средств по уходу за напольными покрытиями предоставлен нашими немецкими партнерами в полном ассортименте.

– Чтобы достичь на стройплощадке качества выполнения работ, необходимо обеспечить качество подготовки специалистов. Знания и навыки учащимся должны передавать квалифицированные педагогические кадры. Как проходит подготовка таких кадров?

– В настоящий момент обучение по квалификации «Укладчик напольных покрытий» осуществляют 3 педагога: мастера производственного обучения Максим Ананич и Александр Волков, а также преподаватель специальных дисциплин Александр Сосновский. Педагогические работники перед тем, как приступить к обучению учащихся новой квалификации, дважды прошли обучение в Германии и имеют соответствующие сертификаты по устройству полов. Концерн и сейчас продолжает их обучение. Кроме того, наши педагоги прошли курс обучения в Украине.

К нам постоянно приезжают немецкие специалисты и на базе лицея проводят обучающие семинары, на которых, в первую очередь, присутствуют наши учащиеся, мастера производственного обучения, а также дилеры. Всего совместно с компанией Uzin Utz AG проведено более 12 семинаров и мастер-классов, из них 6 международных.

– Известно, что в Германии очень высока культура труда. Как обучают культуре труда в вашем лицее? Как учащимся прививается профессиональная привычка – строго соблюдать технологию выполнения работ?

– Культура труда начинается с уборки своего рабочего места и неразрывно связана с культурой производства. В ходе проведения обучающих семинаров первое, с чего начинают немецкие специалисты, – это с подготовки инструмента. В конце занятий они много внимания уделяют уходу за этим инструментом и тем самым приводят его в первоначальное рабочее состояние.

При обучении наших учащихся мы также уделяем данному моменту большое значение. С изменением стереотипа отношения нашего человека к труду изменится и качество работ на строительных объектах.

Приведу пример. Нередко на стройплощадках мы видим следующее: по технологии на устройство пола должно отводиться 5 дней, а на практике отводится всего 2. Однако чтобы сделать пол правильно, нужно выдержать последовательность технологических операций. Залили нивелир – надо выдержать определенное количество дней, нанесли грунтовку – сутки покрытие должно отстояться, нанесли эпоксид – требуются сутки, нанесли лак – нужно выдержать сутки, а потом ожидать определенное количество дней, чтобы покрытие устоялось. Но на стройплощадках эти временные интервалы зачастую не выдерживаются. Поэтому своих учащихся мы учим выдерживать технологическую последовательность, а также внушаем, чтобы они будущему нанимателю доводили до сведения последствия нарушения технологических интервалов при устройстве полов. Если сегодня пол устроить некачественно, то в итоге – низкая эксплуатация и потеря заказчиков. Качественный пол сегодня – это, прежде всего, последовательность технологических операций, а самое главное – хорошо подготовленное основание.

– Как вы думаете, в чем корень проблемы некачественного выполнения работ на отечественных стройках?

– Я полагаю, в организации труда. Нередко при ремонте можно видеть, как у ответственной за его проведение организации либо в нужный момент нет строительных материалов, либо на стройплощадку привозят не те материалы, которые необходимы.

Другой пример: строители сначала укладывают доску пола, потом начинают штукатурить стены и их шпатлевать. При этом возникает необходимость проводить чистку доски пола от мусора и грязи и т.д. Это сизифов труд.

Организация строительства на объекте во многом зависит от прораба и его отношения к работе. И, конечно, это отношение необходимо менять, чтобы прорабы правильно организовывали труд. Когда среднее звено – прораб – по-другому начнет работать, тогда и качество работ будет иным. Если прораб и бригадир – люди знающие и толковые, то они заставят подчиненных соблюсти и обеспечить технологическую последовательность операций. Тогда пол прослужит на порядок больше, чем при том качестве работ, которое приходится наблюдать сейчас на многих стройках.

– Государство поощряет учебные заведения в деле оказания образовательных услуг как сторонним организациям на платной основе, так и в осуществлении экспорта этих услуг. А как у вас с этим обстоят дела?

– Новый ресурсный центр, который мы открыли в апреле совместно с белорусской компанией «Илмакс», уже принес свои доходы. За май нынешнего года лицей заработал первые деньги.

К слову, на образовательных услугах мы только начали зарабатывать. В нынешнем году проведены обучающий семинар для концерна «Белэнергострой», специалистов Озерецкой гидроэлектростанции, а также мы обучили две группы специалистов, которые будут строить новую атомную станцию в Островце. Мы проводим обучающие семинары как для специалистов других компаний, так и наших партнеров.

В июне к нам приезжают на обучение по укладке паркета специалисты известной российской компании «Бамард», которая занимается производством искусственного газона, сертифицированного FIFA. Обучение специалистов другого государства – это и есть экспорт образовательных услуг.

Нужно сказать и том, что переподготовку по новой квалификации «Укладчик напольных покрытий» мы осуществляем и для взрослых. Все желающие могут пройти обучение.

Кроме того, как учебное заведение, мы имеем возможность оказывать не только образовательные, но и строительные услуги. Оказывая услуги в ходе выполнения отделочных строительных работ, в прошлом году лицей заработал свыше 200 млн рублей.

– Из нашего диалога очевидно, что сотрудничество лицея не ограничивается только одним стратегическим партнером…

– Мы тесно сотрудничаем с иностранным предприятием Coswick, которое располагает фабрикой в Заславле по производству материалов для паркета. Также активно сотрудничаем с немецкой компанией Festool – производителем деревообрабатывающего оборудования. Сегодня в эту компанию входит такой известный чешский производитель, как Protool. В настоящий момент с ними достигнута договоренность об открытии на базе лицея учебного центра, но с условием использования «линейки» их оборудования. Эту задачу мы планируем решить в сентябре-октябре нынешнего года. Компания должна будет поставить все необходимое оборудование, а мы для этих целей выделим площадь, где это оборудование будет размещено и задействовано в виде экспозиционно-демонстрационных стендов.

Это будет сделано таким образом, чтобы каждый учащийся мог на этом оборудовании поработать и посмотреть его в действии. Мы готовим столяров и плотников, а для этих квалификаций как раз такое оборудование необходимо.

Что касается отделочных работ, мы тесным образом сотрудничаем с компанией «Илмакс». Это наш стратегический белорусский партнер, который занимается производством сухих строительных смесей. С ним мы на нашей базе открыли учебно-производственную мастерскую, которую переоснастили по технологиям и материалам компании «Илмакс». Также мы тесно работаем с компанией Condor – известным производителем красок, чье производство размещено в свободной экономической зоне «Брест». С ними мы тоже организовали и переоснастили учебно-производственную мастерскую.

У лицея недавно появился новый стратегический партнер – шведский производитель ручного инструмента Bacho. В ближайшее время инструмент этой марки мы разместим в мастерской отделочных работ, которую переоснащала компания «Илмакс».

Что касается процесса обучения, то за каждой мастерской закреплен мастер производственного обучения. На базе этих мастерских мастер помогает учащимся осваивать определенную квалификацию. Более того, с каждой компанией, которая переоснащала учебную мастерскую, достигнута договоренность о том, что мастеру будут выплачивать именную стипендию и возьмут на себя его обучение, что будет содействовать повышению его квалификации и т.д.

– Сергей Владимирович, организация центров обучения на базе вашего лицея требует сильных организаторских способностей, настойчивости, терпения и т.д. Какую самую трудную задачу вам удалось решить за последние 2 года работы в лицее? И какое самое яркое позитивное событие запомнилось?

– Самая трудная задача, которая перед нами стояла, – внести в ЕТКС новую квалификацию. Как говорилось выше, решалась она совместно с Министерством труда и социальной защиты. И благодаря личному вмешательству министра Марьяны Щеткиной, посредством ее резолюции, нам удалось эту задачу решить успешно. Преодолеть стереотипы отдельных чиновников было очень тяжело. Признать новую квалификацию оказалось гораздо сложнее, чем создать материально-техническую базу и найти квалифицированные педагогические кадры для обучения новой профессии, хотя в Европе квалификация укладчика напольных покрытий давно принята.

Яркое событие, наверное, произошло тогда, когда мы испытали чувство облегчения, открыв новый ресурсный центр. Кстати, в Кодексе об образовании предусмотрено открытие на базе учебных заведений ресурсных центров. Ресурсный центр представляет собой площадку на базе лицея, где концентрируется оборудование, лучшие кадры и т.д. Ресурсный центр работает не только на одно наше учреждение. Он должен работать на определенные регионы. У нас он имеет региональный статус. Мы будем базовым учебным заведением в Минске по подготовке специалистов отделочного профиля (маляр-штукатур, облицовщик-плиточник, укладчик напольных покрытий, изолировщик на термоизоляции).

Из других учебных заведений схожего строительного профиля нас должны посещать учащиеся для прохождения производственного обучения, для отработки тех или иных тем, поскольку такой материально-технической базы и возможностей, как у нас, у других учебных заведений нет. В то же время нет экономической целесообразности открывать похожие центры в каждом учебном заведении. На практике выбирается какое-то одно учебное заведение, которое становится базовым и в котором концентрируются материально-технические и кадровые ресурсы. И все это получает статус ресурсного центра.

– Каким вы видите будущее лицея лет через пять?

– Мы видим себя ведущим в стране учреждением образования по внедрению современных инновационных строительных технологий. Мы желаем и будем развивать сотрудничество с мировыми европейскими и ведущими белорусскими производителями строительных материалов, а их материалы и технологии – внедрять в учебный процесс. Детей нужно учить самому современному и передовому. Когда мы будем это делать, тогда будут высоки и культура труда на стройке, и качество работ. Ведь учить по старинке сегодня нельзя.

– Что бы вы хотели пожелать нынешнему выпуску, который состоится в конце июня?

– Трудиться достойно. Трудиться так, чтобы имя Минского государственного профессионального лицея № 12 звучало гордо, как на стройках Беларуси, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Беседовал Валерий ШАЙТАР, тематический редактор

Журнал «Мастерская. Современное строительство» №3, 2013.

Комментарии
Комментариев к материалу пока нет
Оставить комментарий