• Руководителю
  • 18.06.2013

Что нужно знать директору о бухгалтерском учете?

Александр ЖУК, аудитор, консультант по налоговому планированию

Заголовок статьи появился не случайно, т.к. отражает частый вопрос, возникающий у руководителей предприятий при встречах с аудиторами или контролирующими органами. Актуальность данного вопроса возрастает в связи с ростом базовой величины, а соответственно, и суммы штрафа, уплачиваемого руководителем за нарушения, допущенные в ведении бухгалтерского учета на предприятии. Вторым фактором, влияющим на рост требований к знаниям руководителя в сфере бухгалтерского учета, стали кардинальные изменения, вносимые в бухгалтерский учет в связи с внедрением стандартов международной финансовой отчетности (далее – МФСО) в белорусское бухгалтерское законодательство. Краткому и объективному ответу на данный вопрос и посвящен наш материал.

ЗА БУХГАЛТЕРИЮ ОТВЕЧАЕТ ДИРЕКТОР

Сразу же следует отметить, что роль руководителя предприятия в организации системы бухучета на предприятии является главенствующей, как по действующему законодательству, так и на основании сложившейся хозяйственной практики. Так, ст. 6 Закона РБ «О бухгалтерском учете и отчетности» определено, что руководитель предприятия обязан организовать бухгалтерский учет и создать необходимые условия для правильного его ведения.

С этой целью руководитель организации должен обеспечить неукоснительное выполнение всеми подразделениями и работниками, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части соблюдения правил ведения бухгалтерского учета, оформления и представления для учета документов и сведений. Фактически за руководителем предприятия закреплена обязанность по организации работы бухгалтерской службы, которой нельзя пренебрегать, т.к. законодательством предусмотрена ответственность за несоблюдение порядка ведения бухгалтерского учета.

Статьей 12.1. Кодекса РБ об административных правонарушениях определено, что нарушение должностным лицом юридического лица установленного порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности влечет наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин (БВ). Как отмечалось выше, по законодательству к должностным лицам, обязанным обеспечивать правильность ведения бухгалтерского учета, относятся как главный бухгалтер, так и руководитель. Соответственно, при нарушении порядка ведения бухгалтерского учета административный штраф в размере от 400 тыс. до 2 млн рублей налагается как на главного бухгалтера, так и на директора предприятия. В связи с этим первоначально директору необходимо определиться с системой бухгалтерского учета на предприятии.

СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

На практике существуют две системы бухгалтерского учета, различающиеся формой договорных отношений с главным бухгалтером. В первом случае главный бухгалтер включается в штат предприятия и с ним заключается трудовой договор. Как правило, данная форма отношений с главным бухгалтером характерна для крупных предприятий.

Во втором случае с главным бухгалтером заключается гражданско-правовой договор на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета. Главным бухгалтером в данном случае выступает либо специализированная бухгалтерская организация, либо индивидуальный предприниматель. Соответственно, главный бухгалтер не состоит в штате предприятия. Как правило, данная форма организации бухгалтерского учета характерна для малых предприятий.

Каждая из перечисленных систем организации бухгалтерского учета имеет свои достоинства и недостатки, на которых вкратце и остановимся.

Штатный бухгалтер

При включении главного бухгалтера в штат предприятия у руководителя появляются возможности постоянного контроля над работой бухгалтерии и оперативного влияния на порядок ведения бухгалтерского учета на предприятии. Последнее обстоятельство весьма важно в условиях постоянных изменений законодательства и макроэкономической ситуации в государстве.

К отрицательным моментам данной системы организации бухгалтерского учета следует отнести необходимость постоянного материального стимулирования главного бухгалтера, т.к. наличие хорошего главного бухгалтера (особенно для Минска) в штате предприятия является «недешевым удовольствием». В свою очередь хороший главный бухгалтер при достойной заработной плате по своим функциональным обязанностям может заменить или дополнить работу нескольких специалистов (кадрового работника, юриста) и, соответственно, выгоден для предприятия.

Важными в данной ситуации является степень загрузки главного бухгалтера текущей повседневной работой (оформлением первичных бухгалтерских документов) и возможность взаимодействия главного бухгалтера с аудитором для решения постоянных текущих вопросов, связанных с изменением законодательства. Именно от вышеперечисленных факторов во многом зависит эффективность использования способностей главного бухгалтера на предприятии.

Помощь со стороны

Вторым вариантом организации работы бухгалтерской службы является привлечение сторонней бухгалтерской организации или индивидуального предпринимателя для ведения бухгалтерского учета на предприятии. Данная услуга в последние годы пользуется все большей популярностью в связи с ее относительной дешевизной по сравнению с содержанием главного бухгалтера. Стоимость бухгалтерских услуг в данном случае определяется лишь оговоренной в договоре суммой, которая однозначно меньше уровня оплаты главного бухгалтера в штате организации. В данном случае помимо заработной платы необходимо учитывать суммы, выплачиваемые в форме отпускных, премиальных выплат, дополнительно выплачиваемой материальной помощи или «тринадцатой» заработной платы. К тому же предприятие экономит на отчислениях в Фонд социальной защиты населения, составляющих 34 % от фонда заработной платы работника предприятия.

Несмотря на видимую «дешевизну» данной формы организации бухгалтерского учета, она имеет и ряд существенных недостатков, связанных в первую очередь с ограничением функций, которые можно возложить на «стороннего» главного бухгалтера, а также отсутствием оперативности в управлении бухгалтерским учетом на предприятии. Как правило, договоры на оказание бухгалтерских услуг заключаются на строго ограниченный перечень выполняемых работ в сфере бухгалтерского учета. На практике такие «бухгалтерские договоры» предполагают выполнение следующего перечня работ:

  • • оформление бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс с приложениями);
  • • расчет налогов со сдачей налоговых деклараций;
  • • отражение первичных бухгалтерских документов в бухгалтерской программе;
  • • расчет заработной платы на предприятии.

В свою очередь «сторонние» бухгалтеры, как правило, не оформляют первичные бухгалтерские документы (путевые листы, товарно-транспортные накладные) и появляются на рабочем месте в строго оговоренное договором время или вовсе берут работу на дом. Указанная ситуация не позволяет организовать оперативное управление бухгалтерским учетом в ситуации, когда, например, требуется срочно составить какой-либо договор или первичный бухгалтерский документ, а бухгалтера на предприятии нет.

В то же время перечисленные недостатки не столь страшны в ситуации, когда «сторонний» бухгалтер всегда находится в зоне доступа, и зачастую компенсируются возможностью относительно дешевого сотрудничества с высококвалифицированным главным бухгалтером, которого невозможно было бы содержать в штате предприятия из-за его «дороговизны» (высокой заработной платы).

РЕФОРМАЦИИ НЕИЗБЕЖНЫ, ДАЖЕ ЕСЛИ ОНИ БОЛЕЗНЕННЫ

В конечном итоге каждый руководитель самостоятельно определяет форму организации бухгалтерского учета на предприятии с учетом всех плюсов и минусов каждой формы, особенностей хозяйственной деятельности и масштабов предприятия. Столь подробный анализ особенностей организации бухгалтерского учета важен в связи с двумя факторами.

Во-первых, наличием административной ответственности руководителя предприятия за порядок ведения бухгалтерского учета на предприятии. Соответственно, от того, каким образом будет построена система бухгалтерского учета на предприятии и насколько высококвалифицированным будет главный бухгалтер, в конченом счете будет зависеть вероятность привлечения директора предприятия к административной ответственности.

Вторым по счету, но при этом первым по значимости является фактор, связанный с наметившейся в последние годы тенденцией реформирования системы бухгалтерского учета в Беларуси.

Основной целью реформирования современной белорусской бухгалтерской системы является попытка внедрения стандартов МФСО в действующее законодательство. Как известно, любая реформа является процессом длительным и достаточно болезненным, т.к. предполагает изменение устоявшейся системы отношений и порядка вещей. Не стала исключением и реформа белорусской бухгалтерской системы.

Болезненность реформы бухгалтерского учета в Беларуси связана с необходимостью внедрения новых стандартов ведения бухгалтерского учета в условиях:

  • • отсутствия кадров, знающих стандарты МФСО;
  • • наличия налогового учета, который по своим подходам отличается от бухгалтерского учета по стандартам МФСО;
  • • консервативности контролирующих органов в вопросах проверки правильности ведения бухгалтерского и налогового учета;
  • • наличия пробелов в законодательстве, затрудняющих процесс правильного ведения бухгалтерского, а соответственно, и налогового учета.

Все вышеперечисленные факторы создают массу проблем для бухгалтерской службы, о которых необходимо знать каждому руководителю для принятия оперативных решений в сфере управления предприятием, которые в свою очередь позволят избежать административной ответственности со стороны контролирующих органов. Остановимся на наиболее важных на сегодняшний день проблемах в ведении бухгалтерского учета.

Изменение 1

Первым и наиболее существенным изменением в порядке ведения бухгалтерского учета стало установление с 1 апреля 2011 г. ограниченного перечня первичных бухгалтерских документов, по которым установлены строго регламентированные формы (бланки). К таким документам согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 2011 г. № 360 относятся:

  • • товарно-транспортная накладная;
  • • товарная накладная;
  • • приходный кассовый ордер;
  • • расходный кассовый ордер;
  • • акт о приеме-передаче основных средств;
  • • акт о приеме-передаче нематериальных активов;
  • • акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ;
  • • акт о передаче не завершенного строительством объекта;
  • • акт о передаче затрат, произведенных при создании объекта инженерной и (или) транспортной инфраструктуры.

Краткий анализ указанного перечня документов показывает, что законодательством предусмотрена жесткая формальная регламентация операций, связанных преимущественно с движением денег и товарно-материальных ценностей между различными субъектами хозяйствования, и вообще не охватывает «внутреннюю бухгалтерию предприятия». Например, вне сферы законодательства остались расчеты с работниками предприятия как по оплате труда, так и по хозяйственным операциям, порядок списания товарно-материальных ценностей на затраты предприятия и др. Соответственно, в указанный законодательный перечень не включены многие первичные документы, без которых невозможно нормальное ведение бухгалтерского учета: акт на списание материалов, авансовый отчет о командировке, табель учета рабочего времени и т.д. По действующему сейчас законодательству каждое предприятие должно самостоятельно разрабатывать указанные бланки документов, что не только требует дополнительного времени, но и на практике может привести к существенным нарушениям налогового законодательства.

При этом нарушения бухгалтерского учета напрямую оказывают влияние на размер начисляемых налогов. Так, перечисленные ранее документы, связанные с учетом заработной платы и материалов, формируют основу затрат предприятия, учитываемых при исчислении налога на прибыль. В то же время ст. 130 Налогового кодекса РБ определено, что «затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) определяются на основании документов бухгалтерского учета». При этом многим бухгалтерам известен тщательный подход налоговых органов ко всем первичным бухгалтерским документам, формирующим затраты предприятия. В условиях же отсутствия унифицированных форм первичных бухгалтерских документов создается широкое поле для контролеров в возможности снятия с затрат «документально не подтверждаемых» расходов предприятия.

В указанной ситуации руководителю предприятия необходимо осуществлять текущий контроль бухгалтерского учета по следующим направлениям:

  • • наличие приложения к учетной политике предприятия с указанием в нем перечня и форм первичных бухгалтерских документов, используемых на предприятии;
  • • сопоставление утвержденного учетной политикой перечня первичных бухгалтерских документов с фактически существующими (оформляемыми) на предприятии первичными бухгалтерскими документами.

Сразу же хотелось бы напомнить тем руководителям, которые посчитают такой контроль излишним, что обязанность утверждения учетной политики предприятия в целях ведения бухгалтерского учета возложена на руководителя предприятия. Поэтому, подписывая (утверждая) учетную политику, руководитель фактически несет ответственность за все положения, закрепленные в указанной учетной политике. Кроме того, нарушения в порядке ведения налогового учета на предприятии ведут к прямым финансовым потерям, связанным как с дополнительным начислением налогов, так и с дополнительным начислением штрафных санкций.

Изменение 2

Вторым вопросом бухгалтерского учета, на который следует обратить внимание руководителю предприятия при принятии управленческих решений, является вопрос введения с 1 января 2012 г. нового плана счетов бухгалтерского учета. Данное нововведение потребовало решения двух проблем.

Во-первых, бухгалтерам необходимо было разработать и утвердить приложением к учетной политике новый план счетов бухгалтерского учета. Как отмечалось ранее, руководитель предприятия несет ответственность за утвержденную на предприятии учетную политику в целях бухгалтерского учета, а следовательно, должен контролировать вопрос приведения локальных нормативных документов, к каковым, в частности, относится учетная политика, в соответствие с требованиями законодательства.

Последнее обстоятельство тем более важно, что принятие нового плана счетов не было «подкреплено» принятием новых инструкций по порядку ведения бухгалтерского учета отдельных операций в соответствии с новым планом счетов. Так, например, до сих пор не принята инструкция по бухгалтерскому учету лизинга. Данное обстоятельство требует постоянного мониторинга изменений законодательства для внесения соответствующих изменений в учетную политику, что позволит избежать нарушения законодательства по незнанию.

Изменение плана счетов бухгалтерского учета требует внесения изменений в бухгалтерские программы, в которых осуществляется непосредственное ведение бухгалтерского учета. В связи с этим руководителям предприятий важно контролировать вопрос соответствия действующей электронной системы бухгалтерского учета требованиям законодательства. Последняя проблема далеко не праздная, т.к. хорошо настроенная бухгалтерская программа позволяет существенно экономить время главного бухгалтера на решение более важных текущих вопросов на предприятии, позволяя повысить общую производительность труда бухгалтерской службы организации.

Помощь в решении вышеперечисленных вопросов руководителю предприятия могут оказать внешние консультанты, в т.ч. и аудиторы. Как правило, это происходит в ходе проведения обязательного или инициативного аудита.

Изменение 3

Третий вопрос бухгалтерского учета, который следует учитывать руководителю предприятия при организации бухгалтерского учета, связан с предполагаемым введением с 1 января 2013 г. новой редакции Закона «О бухгалтерском учете и отчетности». Данным нормативным документом предусмотрены два существенных нововведения.

Во-первых, планируется переход на единую систему отражения хозяйственных операций по факту отгрузки продукции, выполнения работ, оказания услуг. Данное нововведение существенно затронет интересы предприятий, ведущих в настоящее время бухгалтерский учет выручки по факту оплаты товаров, работ, услуг. Указанная категория организаций в соответствии с законодательством будет вынуждена перейти на новый порядок исчисления выручки и, соответственно, налогов уже в 1-м квартале 2013 г. На практике это может выразиться в дополнительном начислении налога на добавленную стоимость, что необходимо учитывать при оформлении договорных отношений в 4-м квартале 2012 г. (по возможности сократить сроки оплаты за отгруженные товары, работы, услуги), а также потребует зарезервировать денежные ресурсы на дополнительную уплату налогов в начале 2013 г. Соответственно, руководителю предприятия необходимо контролировать систему договорных отношений на предприятии и прогнозировать движение денежных потоков с учетом планируемых изменений законодательства.

Во-вторых, предполагается введение оценочных критериев при отражении тех или иных хозяйственных операций в бухгалтерском учете. Дело в том, что правовой базой системы бухгалтерского учета, основанного на стандартах МФСО, является понятие «учетной оценки», которая предполагает отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете не на основании строго регламентированных правил и нормативных документов, а на основании профессионального суждения главного бухгалтера. Данное обстоятельство требует от руководителей предприятий обращения пристального внимания на квалификацию главных бухгалтеров. Необходимо определить возможности главных бухгалтеров по ведению бухгалтерского учета на основании новых стандартов МФСО.

Сразу же следует отметить, что в Беларуси нет достаточного количества бухгалтеров, знающих стандарты МФСО, и поэтому самыми важными критериями являются не текущие знания бухгалтеров в области МФСО, а их готовность и способность к получению новых знаний и адаптации их на практике. Благо национальная система бухгалтерского учета на основе стандартов МФСО только разрабатывается, соответственно, требуемые знания будут получены главными бухгалтерами после опубликования новых нормативных документов. В решении данной задачи руководителю предприятий могут оказать существенную помощь внешние консультанты, в т.ч. и аудиторы.

Данная статья является кратким вступлением в тему понимания руководителем роли бухгалтерского учета в деятельности предприятия, определения основных положений и понятий бухгалтерского учета, которые должен знать каждый высококвалифицированный директор предприятия. В дальнейших статьях данной рубрики автор предложит способы анализа предоставляемых руководителю показателей бухгалтерского учета и отчетности в целях выработки экономически оправданных управленческих решений, рассмотрит возможные проблемы, вызванные реформированием системы бухгалтерского учета по стандартам МФСО, и пути их решения. При этом руководителям не следует забывать о возможности и важности привлечения внешних консультантов (аудиторов, юристов) для решения спорных либо неоднозначных финансовых и юридических вопросов, возникающих в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Комментарии
Комментариев к материалу пока нет
Оставить комментарий